Вячеслав Трещев – комбат, который поет
Командир отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области подполковник полиции Вячеслав Трещев исполнил свою давнюю детскую мечту и стал гаишником.
Придя в Госавтоинспекцию после срочной службы в армии, всего за десять лет он прошел путь от инспектора дорожного надзора до руководителя крупного строевого подразделения ГИБДД. На батяню-комбата из песни группы «Любэ» Вячеслав Трещев совершенно не похож – молодой, энергичный современный мужчина, который в 30 лет вдруг начал сочинять и петь песни.
О секретах головокружительной карьеры, специфики деятельности отдельного батальона ДПС и личных увлечениях Вячеслав Трещев поведал в интервью.
- Вячеслав Геннадьевич, в детстве многие мальчишки мечтают стать космонавтом или летчиком, а вы гаишником?
- Родился и вырос я в райцентре Черепаново. Мое детство пришлось на конец 70-х годов прошлого века. Это было совсем другое время: патриархальный уклад, деревенский образ жизни. Родители мои – люди гражданские, из родни никто погон не носил. Но я уже тогда говорил: «Вырасту большой, стану гаишником и буду ездить на милицейской машине».
Мне очень нравилась форма и машины с милицейской раскраской. Тяга к ГАИ – это скорее от любви к технике. В деревне, как известно, мальчишки любят погонять. Уже подростком я ездил на мотоцикле.
- То есть сразу попали в категорию злостных нарушителей – без прав, без каски, не достигнув разрешенного возраста?
- Уличные гонки меня не привлекали. С 15 лет я стал увлеченно заниматься мотокроссом при местной автоспортивной секции ДОСААФ (сейчас РОСТО). Участвовал в чемпионатах, выигрывал район, в областных соревнованиях был в первой десятке.
Когда научился нормально ездить и получил права, отец мне купил мотоцикл «Иж Планета». Я его зарегистрировал в ГАИ, получил номер. Все документы у меня всегда были в порядке, проходил, как положено, техосмотр.
- Вы окончили Новосибирский аграрный университет по специальности инженер-механик. Его еще негласно называют «гаишный факультет». Мечта стать гаишником сбылась?
- По окончанию школы я уже не грезил мечтами, а выбирал профессию осознанно. Мыслей о ГАИ тогда вообще не было. В 1991 году я поступил в сельхозинститут по целевому направлению от Черепановского завода стройматериалов, где всю жизнь проработали мои родители.
Получив специальность, вернулся на завод, где уже ранее проходил практику. Директор завода Петр Спиридонович Гапоненко, повертев в руках мой диплом о высшем образовании, заявил: «Надо начинать с молотка!». Так я проработал на заводе полтора года… слесарем шестого разряда, хотя имел полное право с первого дня занять должность ИТР. Видимо трезвый расчет при выборе профессии без учета наклонностей – не самый лучший выбор. Я чувствовал, что нахожусь не на своем месте.
В итоге я уволился с завода и пошел устраиваться на службу в Черепановское ГИБДД. Когда я проходил через военкомат, то военком спросил: "А не послужить ли тебе в армии, парень?". Я ответил: «А почему бы и нет». В 1997 году я призвался в вооруженные силы в артиллерийские войска.
Поскольку в институте закончил военную кафедру, то армейскую лямку начал тянуть в звании лейтенанта в должности командира взвода минометной батареи.
- И как служилось? Известно, что кадровые военные снисходительно относятся к офицерам-срочникам, получившим звание в гражданских вузах.
- Прекрасно служилось. Меня должны были направить во Владивосток, но в последний момент срочно потребовались офицеры-артиллеристы для мотострелковой дивизии, дислоцированной в Новосибирске. Так, что служил вблизи малой родины.
Служба проходила в полевых условиях на полигонах Юрги, Шилово. Никто из кадровиков не верил, что я «пиджак». Так на армейском сленге называют офицеров, которые после института служат в армии. Видимо армейская выправка у меня от природы.
Даже на военной кафедре в институте по строевой подготовке только у меня одного в группе было «отлично». Так за два года я дослужился до начальника разведки артиллерии полка и в июле 1999 года демобилизовался из вооруженных сил в звании старший лейтенант.
- И, наконец-то, пошли служить в ГИБДД?
- Еще до увольнения в запас в мае 1999 года я попал на личный прием к начальнику управления ГИБДД области Петру Владимировичу Морозову (к сожалению, год назад Петр Владимирович ушел из жизни, вечная ему память). Пришел я на прием очень рано, еще до начала рабочего дня. И первым, кто меня встретил в управлении, был Сергей Викторович Штельмах, тогда еще капитан милиции, замкомандира отдельного батальона ДПС ГИБДД.
Мы познакомились. Узнав о цели моего визита, Сергей Викторович посоветовал идти в батальон. Затем состоялся разговор с Петром Владимировичем Морозовым, мы с ним хорошо поговорили.
Получив увольнительную из армии, 10 ноября 1999 года я был зачислен в отдельный батальон ГИБДД в должности госинспектора дорожного надзора. Наличие высшего образования, служба в армии и офицерское звание позволили мне занять такую должность. Тогда в отдельном батальоне была группа дорнадзора порядка 40 человек, все офицеры.
- В чем заключалась Ваша служба в должности госинспектора?
- Как и обычные инспекторы ДПС, мы часто работали на линии, обеспечивали дорожную безопасность, регулировали движение, выявляли нарушителей ПДД. Но, главным нашим направлением был контроль за работой городского пассажирского транспорта и за состоянием железнодорожных переездов.
Мы проводили проверки автотранспортных предприятий, смотрели, как организована работа: проводятся ли предрейсовые техосмотры транспорта, медосвидетельствование водителей, регулярно ли проходят автобусы ГТО, на линии выявляли нарушения ПДД и правил перевозки пассажиров среди водителей маршрутных транспортных средств. Следствием нашей работы стало снижение количества ДТП с участием пассажирского транспорта.
Второе направление – проверка технического состояния переездов, проведение рейдов по выявлению нарушителей на переездах, взаимодействие с представителями ЗСЖД. Главная задача – не допустить аварий на переездах, которые, как известно, сопровождаются чрезвычайной тяжестью последствий и значительным материальным ущербом. Так я около пяти лет проработал в должности госинспектора, а в начале 2004 года перешел в Управление ГИБДД области на должность инспектора отдела ДПС, розыска, административной практики и дознания. Через полтора года стал заместителем начальника этого отдела.
А 26 декабря 2006 года был назначен на должность командира батальона ДПС ГИБДД ГУВД по Новосибирской области, то есть стал командиром того подразделения, где начинал службу.
- С чем связан Ваш переход с линейного подразделения в аппарат УГИБДД и как это повлияло на назначение Вас командиром батальона?
- В моем продвижении по службе нет никакого секрета. В Управление ГИБДД меня пригласил Сергей Викторович Штельмах, который хорошо меня знал по службе в батальоне. Тогда он уже был заместителем начальника областного управления ГИБДД, начальником отдела ДПС, розыска, административной практики и дознания.
Работа в аппарате управления ГИБДД – это очень хорошая школа для будущего командного состава. Она позволила расширить кругозор, понять технологию управления подразделениями, освоить многие, ранее неизвестные направления деятельности, видеть проблемы и решать поставленные задачи в комплексе.
- В органах ГИБДД Вы 12 лет. Как изменилась ситуация на дорогах за эти годы и в самой ГИБДД?
- Конечно, многое изменилось. Мы пережили автомобильный бум, рост автотранспорта колоссальный. На дорогах, особенно в Новосибирске заметно увеличилась плотность транспортных потоков. К сожалению, все эти годы развитие транспортной инфраструктуры отставало от темпов автомобилизации. Это способствовало росту агрессивности, нервозности среди участников движения. Впрочем, в последние годы эти негативные тенденции пошли на спад.
Уровень дорожной культуры заметно вырос. Это видно хотя бы по тому, что водители стали чаще пропускать пешеходов на пешеходных переходах и лучше относиться друг к другу. За эти годы сильно изменился водительский состав, он помолодел, стало больше женщин за рулем.
Массовое использование Интернета, сотовых телефонов, фото и видеокамер привело к тому, что автовладельцы стали более информированными, мобильными, более юридически грамотными, и, как следствие, более требовательными к нашим сотрудникам с точки зрения соблюдения процессуальных действий, обеспечения доказательной базы.
К сожалению, не всегда участники дорожного движения используют эти знания во благо, нередко ищут формальные зацепки, несовершенство законодательства, чтобы уйти от ответственности за нарушение ПДД.
- Как Вы настраиваете своих сотрудников на взаимодействие с гражданами. Как меняете подходы в работе с людьми?
- Прежде всего, инспектор должен быть юридически грамотным, действовать строго в рамках закона и даже в мелочах исполнять свои обязанности безупречно.
Если инспектор небрежно составил протокол на нарушителя ПДД, а нарушитель воспользовался этим и ушел от ответственности, то виноват только инспектор, либо его командир, не научивший подчиненного правильно оформлять материал.
Я считаю, что хороший инспектор должен быть отчасти психологом. Это очень помогает в общении с людьми, позволяет избегать конфликтов и держать себя в руках, помогает найти подход к каждому участнику движения.
Знание психологии необходимы и для ведения воспитательной работы, пропаганды безопасного поведения на дороге. Да-да, наши сотрудники отчасти выступают в роли воспитателей, и при общении с людьми теми или иными словами напоминают о необходимости соблюдения ПДД. А поскольку люди все разные, то и слова к каждому надо подыскать такие, чтобы они дошли до сознания человека.
Инспектор должен быть инициативным, не бояться принимать решение и брать на себя ответственность. Это связано напрямую со спецификой нашей работы. Ведь экипажи работают на разных участках дорог, где ситуация может резко поменяться в любой момент. К тому же экипажи часто меняют место дислокации. У каждого участка своя специфика.
Инспектору необходимо уметь быстро ориентироваться, учитывать особенности местности, предвидеть опасность. Соответственно на каждом разводе при постановке задач, мы настраиваем подчиненных: инспектор ДПС должен быть готов ко всему. У нас есть такая профессиональная фраза "Работаем по складывающейся обстановке". Она лучше всего отражает характер службы сотрудников линейных подразделений.
- А насколько изменилась служба в ГИБДД за последнее десятилетие?
- Если говорить о техническом оснащении, то конечно в последние годы линейные подразделения сильно прибавили в оснащении.
Наш автопарк постоянно обновляется. Когда я пришел на службу экипажи ДПС работали в основном на «Жигулях» Ваз-2105 и ВАЗ-2106, а также «Волгах» ГАЗ-3110. Сегодня в батальоне в качестве патрульного автомобиля используется в основном автомобиль ВАЗ-2110 и Лада-Приора.
В эскортном взводе много иномарок: Мерседес, Тойота Камри, Тойота Королла, Шкода Октавия, Форд Фокус. Десять лет назад инспектор ДПС из техсредств имел обыкновенный радар-скоростемер, сейчас он вооружен приборами видеофиксации нарушений «Визир», «Арена», «Автосвидетель». Практический каждый экипаж имеет на руках мобильные алкотестеры, с помощью которых может проверить водителя на наличие алкоголя.
Новая техника помогает нашим сотрудникам быстрее и более четко выявлять нарушения, обеспечивать доказательную базу. Мы заметили, что при использовании приборов видеофиксации стало значительно меньше конфликтов с участниками дорожного движения. Что касается задач, стоящих перед ГИБДД - они остались прежними. Главная из них - не допустить роста ДТП на вверенном участке, всеми силами стремиться к снижению аварийности. Эти задачи мы успешно решаем в рамках реализации Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения, которая должна быть завершена в 2012 году.
- 1 сентября Ваш батальон отмечает юбилей. За 20 лет своего существования он не раз менял названия, но при этом всегда сохранял особый статус. В чем специфика деятельности Вашего подразделения?
- Если взять только официальные названия, нас именовали: взвод по контролю за пассажирским транспортом, специализированная рота, отдельный батальон, отдельный специализированный батальон, затем первый отдельный батальон и сейчас вновь отдельный батальон.
А как нас только не называли жители области: партизаны, летучая бригада, гаишный ОМОН, спецназ и т.д. В этих названиях есть доля правды, поскольку главное наше отличие от других подразделений ГИБДД состоит в том, что мы в любой момент можем оказаться в любом районе нашей области – в любое время в любом месте.
Наша основная задача состоит в том, чтобы на постоянной основе оказывать практическую помощь районным подразделений ГАИ по обеспечению безопасности дорожного движения. Выбор района зависит от складывающейся ситуации.
Например, в Убинском районе за последнюю неделю случился всплеск ДТП с участием нетрезвых водителей. Мы немедленно выдвигаем по план-заданию начальника УГИБДД в район группу экипажей и в течение дня-двух, а то и декады обеспечиваем безопасность дорожного движения в районе. Иногда совершаем марш-броски сразу по нескольким районам области. Есть сформировавшиеся маршруты: малый круг (Новосибирск – Каргат - Кочки и обратно через Ордынку в Новосибирск) и большой круг (Новосибирск – Татарск - Карасук - Ордынка и по ордынской трассе в Новосибирск).
Также выезжаем в самые дальние районы - Северное, Кыштовка, патрулируем сельские дороги, деревни и села. Такие командировки длятся обычно семь-десять дней, протяженность маршрутов достигает 3,5 тыс. км. Кроме того, на постоянной основе ежесуточно несем службу в стокилометровой зоне от Новосибирска.
- И как влияют на управление подразделением постоянная удаленность экипажей, частые командировки?
- Конечно, мне как командиру было бы куда проще, чтобы мой личный состав был у меня под боком. При частых командировках надо обеспечить экипажам условия для автономной работы на целую неделю. Это и питание, и места отдыха, где можно поспать-переночевать. Конечно, мы стараемся все заранее распланировать. Звоним в районы, договариваемся с местными властями, бронируем гостиницы, предупреждаем, выдаем командировочные личному составу.
Мне самому приходится часто бывать в районах. Условия службы, конечно, походные. Но все эти бытовые неудобства компенсируются удовольствием от соприкосновения с природой. Вы не поверите, но у нас в области много замечательных, красивых мест, где стоит обязательно побывать.
- Не могу не задать вопрос о реформировании и сокращении штатов. Какая в батальоне в связи с этим сегодня обстановка?
- Болезненный вопрос. До реформирования штатная численность батальона составляла 211 человек. За два этапа сокращен 31 сотрудник. Благодаря жесткой позиции Сергея Викторовича Штельмаха на третьем этапе удалось минимизировать сокращения в строевых подразделениях. Потому что именно строевики работают на линии. Они обеспечивают безопасность на дороге, держат первый удар. В условиях сокращения, конечно, сложно работать.
Мы лишились пять полноценных экипажей, которые могли бы работать на постоянной основе. Людей стало меньше, а задачи стоят все те же. При этом, как сказал Сергей Викторович, несмотря ни на что, мы не имеем права допустить роста ДТП.
- В связи с сокращением штатов и ростом требований к сотрудникам ГИБДД, каким Вы видите будущее своих сотрудников? Как им выполнять поставленные задачи, если сотрудников становится меньше, а транспорта на дорогах все больше?
- Прежде всего, нужно снять психологическое напряжение. Я говорю тем, кто остался: «Ребята, все будет хорошо. Вы как работали на земле, так и будете работать. Наши задачи остаются прежними. Главное, четко исполняйте свои служебные обязанности в соответствии с требованиями и нормативами, предписанными российским законодательством».
В условиях, когда людей становится меньше, а интенсивность движение растет, добиться снижение аварийности можно только путем более эффективного управления линейными подразделениями и улучшением технического обеспечения всех служб и подразделений ГИБДД. Я имею ввиду улучшение материально-технической базы строевых подразделений (новые автомобили, новые средства связи, компьютеризация экипажей), установка автоматических систем видеофиксации нарушений, автоматизацию процесса оформления материалов.
При таком подходе инспектор будет освобожден от рутинной работы, например, от заполнения протоколов. А освободившее время рациональнее будет потратить на профилактические мероприятия и на контроль за дорожной обстановкой. Убежден, что при таких условиях сокращение штатов не приведет к росту аварийности. Напортив, полагаю, что можно будет изыскать дополнительные силы и средства для дальнейшего снижения количества ДТП и пострадавших в них в соответствии с требованиями Федеральной целевой программы по обеспечении безопасности дорожного движения.
- Помимо службы, остается время на семью, хобби?
- Времени, конечно, мало, но стараюсь больше быть с семьей. У меня прекрасная жена, две дочки. Старшей 9,5 лет, а младшей три годика. Что касается хобби, так или иначе все мои увлечения сконцентрированы вокруг службы.
Люблю спорт, играем с ребятами в футбол. На мотоцикле я уже давно не гоняю. Зато мои сослуживцы из эскортного взвода уже два года участвуют в межрегиональных соревнованиях по автоспорту среди сотрудников ГИБДД. Они проводятся в Красноярске на профессиональной автотрассе "Красное кольцо". Пока места занимаем не призовые, но это хорошая школа для повышения квалификации.
В этом году в честь 75-летия ГИБДД аналогичные соревнования прошли в городе Москва, где участвовал сотрудник из эскортного взвода нашего батальона.
А совсем недавно увлекся пением. Раньше совсем не пел, хотя и играл немного на гитаре, на аккордеоне и даже на дедовской балалайке. А в 30 лет подошел к микрофону и запел. Наверное, это от мамы, она все время пела в хоре. У меня друг детства, Алексей Милосердов, он вокалист музыкального театра г. Омска. Так он и является автором моих песен.
- И о чем Ваши песни?
- Естественно, о службе, о моих ребятах, о нашем подразделении, о любимой. Песни называются «Командиры», «Ленина 50», «Дорога домой», «Тебе одной». Песня «Ленина 50», на которую уже снят клип, сегодня является гимном батальона.
- И напоследок, традиционный для гаишника вопрос: есть ли личный автомобиль и с чем связан выбор модели?
- У нас в семье внедорожник Тойота Прадо и мой выбор связан с желанием выезжать на природу.
Люблю активный мужской отдых - охоту, рыбалку. Лучшее средство от болезней, меньше нервничать, высыпаться. Высыпаться не получается. А где как не на природе можно лучше всего отдохнуть душой и телом? Я же говорил, что места у нас прекрасные.
Есть, где хорошо провести время, восстановить силы. Отдыхать тоже уметь надо, тогда и служба не в тягость.
Юрий Голиков.
Администратор УГИБДДПридя в Госавтоинспекцию после срочной службы в армии, всего за десять лет он прошел путь от инспектора дорожного надзора до руководителя крупного строевого подразделения ГИБДД. На батяню-комбата из песни группы «Любэ» Вячеслав Трещев совершенно не похож – молодой, энергичный современный мужчина, который в 30 лет вдруг начал сочинять и петь песни.
О секретах головокружительной карьеры, специфики деятельности отдельного батальона ДПС и личных увлечениях Вячеслав Трещев поведал в интервью.
- Вячеслав Геннадьевич, в детстве многие мальчишки мечтают стать космонавтом или летчиком, а вы гаишником?
- Родился и вырос я в райцентре Черепаново. Мое детство пришлось на конец 70-х годов прошлого века. Это было совсем другое время: патриархальный уклад, деревенский образ жизни. Родители мои – люди гражданские, из родни никто погон не носил. Но я уже тогда говорил: «Вырасту большой, стану гаишником и буду ездить на милицейской машине».
Мне очень нравилась форма и машины с милицейской раскраской. Тяга к ГАИ – это скорее от любви к технике. В деревне, как известно, мальчишки любят погонять. Уже подростком я ездил на мотоцикле.
- То есть сразу попали в категорию злостных нарушителей – без прав, без каски, не достигнув разрешенного возраста?
- Уличные гонки меня не привлекали. С 15 лет я стал увлеченно заниматься мотокроссом при местной автоспортивной секции ДОСААФ (сейчас РОСТО). Участвовал в чемпионатах, выигрывал район, в областных соревнованиях был в первой десятке.
Когда научился нормально ездить и получил права, отец мне купил мотоцикл «Иж Планета». Я его зарегистрировал в ГАИ, получил номер. Все документы у меня всегда были в порядке, проходил, как положено, техосмотр.
- Вы окончили Новосибирский аграрный университет по специальности инженер-механик. Его еще негласно называют «гаишный факультет». Мечта стать гаишником сбылась?
- По окончанию школы я уже не грезил мечтами, а выбирал профессию осознанно. Мыслей о ГАИ тогда вообще не было. В 1991 году я поступил в сельхозинститут по целевому направлению от Черепановского завода стройматериалов, где всю жизнь проработали мои родители.
Получив специальность, вернулся на завод, где уже ранее проходил практику. Директор завода Петр Спиридонович Гапоненко, повертев в руках мой диплом о высшем образовании, заявил: «Надо начинать с молотка!». Так я проработал на заводе полтора года… слесарем шестого разряда, хотя имел полное право с первого дня занять должность ИТР. Видимо трезвый расчет при выборе профессии без учета наклонностей – не самый лучший выбор. Я чувствовал, что нахожусь не на своем месте.
В итоге я уволился с завода и пошел устраиваться на службу в Черепановское ГИБДД. Когда я проходил через военкомат, то военком спросил: "А не послужить ли тебе в армии, парень?". Я ответил: «А почему бы и нет». В 1997 году я призвался в вооруженные силы в артиллерийские войска.
Поскольку в институте закончил военную кафедру, то армейскую лямку начал тянуть в звании лейтенанта в должности командира взвода минометной батареи.
- И как служилось? Известно, что кадровые военные снисходительно относятся к офицерам-срочникам, получившим звание в гражданских вузах.
- Прекрасно служилось. Меня должны были направить во Владивосток, но в последний момент срочно потребовались офицеры-артиллеристы для мотострелковой дивизии, дислоцированной в Новосибирске. Так, что служил вблизи малой родины.
Служба проходила в полевых условиях на полигонах Юрги, Шилово. Никто из кадровиков не верил, что я «пиджак». Так на армейском сленге называют офицеров, которые после института служат в армии. Видимо армейская выправка у меня от природы.
Даже на военной кафедре в институте по строевой подготовке только у меня одного в группе было «отлично». Так за два года я дослужился до начальника разведки артиллерии полка и в июле 1999 года демобилизовался из вооруженных сил в звании старший лейтенант.
- И, наконец-то, пошли служить в ГИБДД?
- Еще до увольнения в запас в мае 1999 года я попал на личный прием к начальнику управления ГИБДД области Петру Владимировичу Морозову (к сожалению, год назад Петр Владимирович ушел из жизни, вечная ему память). Пришел я на прием очень рано, еще до начала рабочего дня. И первым, кто меня встретил в управлении, был Сергей Викторович Штельмах, тогда еще капитан милиции, замкомандира отдельного батальона ДПС ГИБДД.
Мы познакомились. Узнав о цели моего визита, Сергей Викторович посоветовал идти в батальон. Затем состоялся разговор с Петром Владимировичем Морозовым, мы с ним хорошо поговорили.
Получив увольнительную из армии, 10 ноября 1999 года я был зачислен в отдельный батальон ГИБДД в должности госинспектора дорожного надзора. Наличие высшего образования, служба в армии и офицерское звание позволили мне занять такую должность. Тогда в отдельном батальоне была группа дорнадзора порядка 40 человек, все офицеры.
- В чем заключалась Ваша служба в должности госинспектора?
- Как и обычные инспекторы ДПС, мы часто работали на линии, обеспечивали дорожную безопасность, регулировали движение, выявляли нарушителей ПДД. Но, главным нашим направлением был контроль за работой городского пассажирского транспорта и за состоянием железнодорожных переездов.
Мы проводили проверки автотранспортных предприятий, смотрели, как организована работа: проводятся ли предрейсовые техосмотры транспорта, медосвидетельствование водителей, регулярно ли проходят автобусы ГТО, на линии выявляли нарушения ПДД и правил перевозки пассажиров среди водителей маршрутных транспортных средств. Следствием нашей работы стало снижение количества ДТП с участием пассажирского транспорта.
Второе направление – проверка технического состояния переездов, проведение рейдов по выявлению нарушителей на переездах, взаимодействие с представителями ЗСЖД. Главная задача – не допустить аварий на переездах, которые, как известно, сопровождаются чрезвычайной тяжестью последствий и значительным материальным ущербом. Так я около пяти лет проработал в должности госинспектора, а в начале 2004 года перешел в Управление ГИБДД области на должность инспектора отдела ДПС, розыска, административной практики и дознания. Через полтора года стал заместителем начальника этого отдела.
А 26 декабря 2006 года был назначен на должность командира батальона ДПС ГИБДД ГУВД по Новосибирской области, то есть стал командиром того подразделения, где начинал службу.
- С чем связан Ваш переход с линейного подразделения в аппарат УГИБДД и как это повлияло на назначение Вас командиром батальона?
- В моем продвижении по службе нет никакого секрета. В Управление ГИБДД меня пригласил Сергей Викторович Штельмах, который хорошо меня знал по службе в батальоне. Тогда он уже был заместителем начальника областного управления ГИБДД, начальником отдела ДПС, розыска, административной практики и дознания.
Работа в аппарате управления ГИБДД – это очень хорошая школа для будущего командного состава. Она позволила расширить кругозор, понять технологию управления подразделениями, освоить многие, ранее неизвестные направления деятельности, видеть проблемы и решать поставленные задачи в комплексе.
- В органах ГИБДД Вы 12 лет. Как изменилась ситуация на дорогах за эти годы и в самой ГИБДД?
- Конечно, многое изменилось. Мы пережили автомобильный бум, рост автотранспорта колоссальный. На дорогах, особенно в Новосибирске заметно увеличилась плотность транспортных потоков. К сожалению, все эти годы развитие транспортной инфраструктуры отставало от темпов автомобилизации. Это способствовало росту агрессивности, нервозности среди участников движения. Впрочем, в последние годы эти негативные тенденции пошли на спад.
Уровень дорожной культуры заметно вырос. Это видно хотя бы по тому, что водители стали чаще пропускать пешеходов на пешеходных переходах и лучше относиться друг к другу. За эти годы сильно изменился водительский состав, он помолодел, стало больше женщин за рулем.
Массовое использование Интернета, сотовых телефонов, фото и видеокамер привело к тому, что автовладельцы стали более информированными, мобильными, более юридически грамотными, и, как следствие, более требовательными к нашим сотрудникам с точки зрения соблюдения процессуальных действий, обеспечения доказательной базы.
К сожалению, не всегда участники дорожного движения используют эти знания во благо, нередко ищут формальные зацепки, несовершенство законодательства, чтобы уйти от ответственности за нарушение ПДД.
- Как Вы настраиваете своих сотрудников на взаимодействие с гражданами. Как меняете подходы в работе с людьми?
- Прежде всего, инспектор должен быть юридически грамотным, действовать строго в рамках закона и даже в мелочах исполнять свои обязанности безупречно.
Если инспектор небрежно составил протокол на нарушителя ПДД, а нарушитель воспользовался этим и ушел от ответственности, то виноват только инспектор, либо его командир, не научивший подчиненного правильно оформлять материал.
Я считаю, что хороший инспектор должен быть отчасти психологом. Это очень помогает в общении с людьми, позволяет избегать конфликтов и держать себя в руках, помогает найти подход к каждому участнику движения.
Знание психологии необходимы и для ведения воспитательной работы, пропаганды безопасного поведения на дороге. Да-да, наши сотрудники отчасти выступают в роли воспитателей, и при общении с людьми теми или иными словами напоминают о необходимости соблюдения ПДД. А поскольку люди все разные, то и слова к каждому надо подыскать такие, чтобы они дошли до сознания человека.
Инспектор должен быть инициативным, не бояться принимать решение и брать на себя ответственность. Это связано напрямую со спецификой нашей работы. Ведь экипажи работают на разных участках дорог, где ситуация может резко поменяться в любой момент. К тому же экипажи часто меняют место дислокации. У каждого участка своя специфика.
Инспектору необходимо уметь быстро ориентироваться, учитывать особенности местности, предвидеть опасность. Соответственно на каждом разводе при постановке задач, мы настраиваем подчиненных: инспектор ДПС должен быть готов ко всему. У нас есть такая профессиональная фраза "Работаем по складывающейся обстановке". Она лучше всего отражает характер службы сотрудников линейных подразделений.
- А насколько изменилась служба в ГИБДД за последнее десятилетие?
- Если говорить о техническом оснащении, то конечно в последние годы линейные подразделения сильно прибавили в оснащении.
Наш автопарк постоянно обновляется. Когда я пришел на службу экипажи ДПС работали в основном на «Жигулях» Ваз-2105 и ВАЗ-2106, а также «Волгах» ГАЗ-3110. Сегодня в батальоне в качестве патрульного автомобиля используется в основном автомобиль ВАЗ-2110 и Лада-Приора.
В эскортном взводе много иномарок: Мерседес, Тойота Камри, Тойота Королла, Шкода Октавия, Форд Фокус. Десять лет назад инспектор ДПС из техсредств имел обыкновенный радар-скоростемер, сейчас он вооружен приборами видеофиксации нарушений «Визир», «Арена», «Автосвидетель». Практический каждый экипаж имеет на руках мобильные алкотестеры, с помощью которых может проверить водителя на наличие алкоголя.
Новая техника помогает нашим сотрудникам быстрее и более четко выявлять нарушения, обеспечивать доказательную базу. Мы заметили, что при использовании приборов видеофиксации стало значительно меньше конфликтов с участниками дорожного движения. Что касается задач, стоящих перед ГИБДД - они остались прежними. Главная из них - не допустить роста ДТП на вверенном участке, всеми силами стремиться к снижению аварийности. Эти задачи мы успешно решаем в рамках реализации Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения, которая должна быть завершена в 2012 году.
- 1 сентября Ваш батальон отмечает юбилей. За 20 лет своего существования он не раз менял названия, но при этом всегда сохранял особый статус. В чем специфика деятельности Вашего подразделения?
- Если взять только официальные названия, нас именовали: взвод по контролю за пассажирским транспортом, специализированная рота, отдельный батальон, отдельный специализированный батальон, затем первый отдельный батальон и сейчас вновь отдельный батальон.
А как нас только не называли жители области: партизаны, летучая бригада, гаишный ОМОН, спецназ и т.д. В этих названиях есть доля правды, поскольку главное наше отличие от других подразделений ГИБДД состоит в том, что мы в любой момент можем оказаться в любом районе нашей области – в любое время в любом месте.
Наша основная задача состоит в том, чтобы на постоянной основе оказывать практическую помощь районным подразделений ГАИ по обеспечению безопасности дорожного движения. Выбор района зависит от складывающейся ситуации.
Например, в Убинском районе за последнюю неделю случился всплеск ДТП с участием нетрезвых водителей. Мы немедленно выдвигаем по план-заданию начальника УГИБДД в район группу экипажей и в течение дня-двух, а то и декады обеспечиваем безопасность дорожного движения в районе. Иногда совершаем марш-броски сразу по нескольким районам области. Есть сформировавшиеся маршруты: малый круг (Новосибирск – Каргат - Кочки и обратно через Ордынку в Новосибирск) и большой круг (Новосибирск – Татарск - Карасук - Ордынка и по ордынской трассе в Новосибирск).
Также выезжаем в самые дальние районы - Северное, Кыштовка, патрулируем сельские дороги, деревни и села. Такие командировки длятся обычно семь-десять дней, протяженность маршрутов достигает 3,5 тыс. км. Кроме того, на постоянной основе ежесуточно несем службу в стокилометровой зоне от Новосибирска.
- И как влияют на управление подразделением постоянная удаленность экипажей, частые командировки?
- Конечно, мне как командиру было бы куда проще, чтобы мой личный состав был у меня под боком. При частых командировках надо обеспечить экипажам условия для автономной работы на целую неделю. Это и питание, и места отдыха, где можно поспать-переночевать. Конечно, мы стараемся все заранее распланировать. Звоним в районы, договариваемся с местными властями, бронируем гостиницы, предупреждаем, выдаем командировочные личному составу.
Мне самому приходится часто бывать в районах. Условия службы, конечно, походные. Но все эти бытовые неудобства компенсируются удовольствием от соприкосновения с природой. Вы не поверите, но у нас в области много замечательных, красивых мест, где стоит обязательно побывать.
- Не могу не задать вопрос о реформировании и сокращении штатов. Какая в батальоне в связи с этим сегодня обстановка?
- Болезненный вопрос. До реформирования штатная численность батальона составляла 211 человек. За два этапа сокращен 31 сотрудник. Благодаря жесткой позиции Сергея Викторовича Штельмаха на третьем этапе удалось минимизировать сокращения в строевых подразделениях. Потому что именно строевики работают на линии. Они обеспечивают безопасность на дороге, держат первый удар. В условиях сокращения, конечно, сложно работать.
Мы лишились пять полноценных экипажей, которые могли бы работать на постоянной основе. Людей стало меньше, а задачи стоят все те же. При этом, как сказал Сергей Викторович, несмотря ни на что, мы не имеем права допустить роста ДТП.
- В связи с сокращением штатов и ростом требований к сотрудникам ГИБДД, каким Вы видите будущее своих сотрудников? Как им выполнять поставленные задачи, если сотрудников становится меньше, а транспорта на дорогах все больше?
- Прежде всего, нужно снять психологическое напряжение. Я говорю тем, кто остался: «Ребята, все будет хорошо. Вы как работали на земле, так и будете работать. Наши задачи остаются прежними. Главное, четко исполняйте свои служебные обязанности в соответствии с требованиями и нормативами, предписанными российским законодательством».
В условиях, когда людей становится меньше, а интенсивность движение растет, добиться снижение аварийности можно только путем более эффективного управления линейными подразделениями и улучшением технического обеспечения всех служб и подразделений ГИБДД. Я имею ввиду улучшение материально-технической базы строевых подразделений (новые автомобили, новые средства связи, компьютеризация экипажей), установка автоматических систем видеофиксации нарушений, автоматизацию процесса оформления материалов.
При таком подходе инспектор будет освобожден от рутинной работы, например, от заполнения протоколов. А освободившее время рациональнее будет потратить на профилактические мероприятия и на контроль за дорожной обстановкой. Убежден, что при таких условиях сокращение штатов не приведет к росту аварийности. Напортив, полагаю, что можно будет изыскать дополнительные силы и средства для дальнейшего снижения количества ДТП и пострадавших в них в соответствии с требованиями Федеральной целевой программы по обеспечении безопасности дорожного движения.
- Помимо службы, остается время на семью, хобби?
- Времени, конечно, мало, но стараюсь больше быть с семьей. У меня прекрасная жена, две дочки. Старшей 9,5 лет, а младшей три годика. Что касается хобби, так или иначе все мои увлечения сконцентрированы вокруг службы.
Люблю спорт, играем с ребятами в футбол. На мотоцикле я уже давно не гоняю. Зато мои сослуживцы из эскортного взвода уже два года участвуют в межрегиональных соревнованиях по автоспорту среди сотрудников ГИБДД. Они проводятся в Красноярске на профессиональной автотрассе "Красное кольцо". Пока места занимаем не призовые, но это хорошая школа для повышения квалификации.
В этом году в честь 75-летия ГИБДД аналогичные соревнования прошли в городе Москва, где участвовал сотрудник из эскортного взвода нашего батальона.
А совсем недавно увлекся пением. Раньше совсем не пел, хотя и играл немного на гитаре, на аккордеоне и даже на дедовской балалайке. А в 30 лет подошел к микрофону и запел. Наверное, это от мамы, она все время пела в хоре. У меня друг детства, Алексей Милосердов, он вокалист музыкального театра г. Омска. Так он и является автором моих песен.
- И о чем Ваши песни?
- Естественно, о службе, о моих ребятах, о нашем подразделении, о любимой. Песни называются «Командиры», «Ленина 50», «Дорога домой», «Тебе одной». Песня «Ленина 50», на которую уже снят клип, сегодня является гимном батальона.
- И напоследок, традиционный для гаишника вопрос: есть ли личный автомобиль и с чем связан выбор модели?
- У нас в семье внедорожник Тойота Прадо и мой выбор связан с желанием выезжать на природу.
Люблю активный мужской отдых - охоту, рыбалку. Лучшее средство от болезней, меньше нервничать, высыпаться. Высыпаться не получается. А где как не на природе можно лучше всего отдохнуть душой и телом? Я же говорил, что места у нас прекрасные.
Есть, где хорошо провести время, восстановить силы. Отдыхать тоже уметь надо, тогда и служба не в тягость.
Юрий Голиков.
Новости по теме
Тир на трассеНедобросовестных перевозчиков уберут с маршрутов
Новосибирские «Автоледи» - призерки Всероссийских соревнований по автомобильному многоборью среди женщин
На Всероссийском конкурсе МВД России «Щит и перо» новосибирские документальные фильмы признаны лучшими
Вячеслав Трещев – комбат, который поет
Новости в разделе
День кадрового работникаЗакрывается движение по ул. Крылова
Неделей безопасности не ограничимся
С надеждой на победу
Во взаимодействии и сотрудничестве
Комментарии пользователей
Последний комментарий
Добавил(а): Андрей Р. (02-09-2011 г. в 06:23) |
Поздравляю ваших коллег и Вас Вячеслав Геннадьевич с юбилеем батальона! Успехов на службе!!!
Недавние новости
Сводки ДТП | Видео | Кражи и угоны | Online видеоО временном ограничении движения
В связи с проведением ремонтных работ с 12 октября по 22 октября 2011 года будет частично сужена проезжая часть по ул. Писарева на участке от ул. Мичу...
Просмотров: 76 | Комментариев: 0
День кадрового работника
Крупный план! Мотор! Начало съемки – В кадре нынче только кадровик! Не кричите рядом с ним так громко – Отдел кадров к тишине привык! ...
Просмотров: 108 | Комментариев: 0
С Днем работников дорожного хозяйства!
Уважаемые труженики дорожных магистралей, ветераны отрасли! Век высоких скоростей и новых технологий ставит перед дорожной отраслью новые задачи, ...
Просмотров: 92 | Комментариев: 0
12 октября состоится областное семинар-совещание руководителей образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой водителей автот...
Тема совещания-семинара: «Повышение качества подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств в Новосибирской области». ...
Просмотров: 147 | Комментариев: 0
Закрывается движение по ул. Крылова
В связи с ремонтными работами теплотрассы с 22 часов 14 октября до 06 часов 17 октября будет закрыто движение автотранспорта по ул. Крылова на участк...
Просмотров: 73 | Комментариев: 0
Толмачевская забирает жизни
За прошедшие выходные в г. Новосибирске произошло 9 дорожно-транспортных происшествий, в которых двое погибли и 9 получили травмы. В пяти случая...
Просмотров: 1286 | Комментариев: 2
Неделей безопасности не ограничимся
Детский дорожно-транспортный травматизм на территории п. Толмачево беспокоит нас не первый год. Вот и в августе этого года, совсем недавно, в ДТП поги...
Просмотров: 133 | Комментариев: 0