Женщины в полиции: Татьяна Жевлакова - я жизнерадостный человек!

За время службы Татьяна Алексеевна многократно была отмечена ведомственными наградами и поощрениями, в том числе от министра внутренних дел РФ. Но своим главным достижением в жизни она считает то, что, несмотря на постоянную занятость на работе, сумела вырастить и достойно воспитать детей, которые пошли по ее стопам и, таким образом появилась семейная династия Желваковых - сотрудников полиции. Муж Татьяны Алексеевны – бывший сотрудник ГИБДД, уже на заслуженном отдыхе. Старший сын Захар несет службу в полиции в звании майора, а дочь Мария также носит погоны в звании лейтенанта и работает в федеральной миграционной службе.
Глядя на эту энергичную, общительную женщину, излучающую душевное тепло и оптимизм, трудно поверить, что ей пришлось многие годы работать на одном из самых трудных и ответственных участков - 18 лет Татьяна Алексеевна проработала в должности дознавателя. А это значит, что практически каждый день ей приходилось видеть кровь и боль, человеческие трагедии, связанные с гибелью людей на дороге, переживания близких, муки матерей, потерявших в ДТП ребенка. Причем, служба в подразделениях дознания у Татьяны Алексеевны пришлась на начальный этап жизненного пути, когда она пришла в ГИБДД, совсем еще молодой девушкой.
- Татьяна Алексеевна, в ГИБДД много относительно спокойных мест, где служат женщины. Почему вы пошли в дознаватели?
- Конечно, о такой профессии наверно никто в юности не мечтает. Изначально я хотела стать адвокатом. После окончания школы в 1977 году, поступила на новосибирский факультет Свердловского юридического института им. Руденко по специальности юриспруденция. Обучение заочное, поэтому одновременно училась и работала. Сначала лаборантом в своей школе. Практически все мои одногрупники были действующие сотрудники милиции, все старше меня. А мне тогда было 17 лет. Я расспрашивала ребят о службе в милиции, мне все это было страшно интересно. Парни охотно брали меня на оперативные задания выслеживать преступников. На железнодорожном вокзале мы ловили карманников, а я выступала в роли приманки. На третьем курсе возникла необходимость устроиться по специальности, и мне однокурсники предложили пойти поработать в ГАИ. Но хотелось, чтобы служба была связана с юриспруденцией, поэтому я и выбрала профессию дознавателя. В 1979 году, тогда мне исполнилось 20 лет, я пришла в отдел дознания ГАИ сначала Дзержинского, а затем Калинского района после его образования. И так в должности дознавателя я проработала 18 лет, как говорится «от звонка, до звонка».
- В чем смысл работы дознавателя?
- Работали экипажами на закрепленной территории. В моем случае это был Калининский район. Но время от времени приходилось работать по всем районам города, замещали друг друга, когда кто-то из дознавателей уходил в отпуск. Мы находились на круглосуточном дежурстве. Как только в дежурную часть поступал вызов на ДТП с пострадавшими, немедленно выезжали на место. При необходимости оказывали помощь раненым, рисовали схему ДТП, оформляли материал. В течение десятидневного срока проводили расследование обстоятельств ДТП, определяли виновника.
- Видеть каждый день жертв ДТП, работа не из приятных. И все же расскажите о случаях, которые наиболее ярко врезались в вашу память.
- Нам ежедневно приходилось сталкиваться с болью и страданиями, горем людей. Нас не вызывали туда, где хорошо. Нас вызывали туда, где случалась беда. Расскажу о трагическом случае из середины 1980-х, произошедшем в Калининском районе. На остановке «Стадион «Сибирь» остановился маршрутный автобус. Из него вышла мама с пятилетней девочкой. В какой-то момент женщина выпустила девочку из рук. Ребенок выбежал на проезжую часть спереди автобуса перед двигавшейся попутно маршруткой РАФ, и попал под колеса. Девочка погибла на месте. Я вела расследования, изучила все обстоятельства и пришла к заключению: водитель невиновен. Он двигался с разрешенной скоростью, а ребенок выбежал из-за автобуса внезапно, всего в нескольких метрах. Водитель уже ничего не мог сделать. Родители погибшей девочки не согласились с результатами следствия. Пять лет они оспаривали мое решение, писали на меня жалобы, в том числе в Москву. Они считали виновником ДТП водителя, а меня обвиняли в предвзятости. Я не обижаюсь на мать погибшей девочки, потому что хорошо понимаю, что ей очень трудно и страшно осознать, что гибель самого дорогого ей существа, ее кровиночки, полностью лежит на ней. Казалось бы, все очень просто: удержи мама девочку за руку, и не было бы такого страшного исхода. Но поправить-то уже ничего нельзя! Я понимаю горе матери. Это ужас потерять единственного ребенка! Но и обвинить невинного человека я не могла.
- При расследовании обстоятельств ДТП, как часто на Вас оказывалось давление и в чем оно выражалось?
- О, это происходило довольно часто. Если по вине водителя пострадал или погиб человек, то ему грозит уголовное преследование. Не каждый готов отвечать за свои поступки. Поэтому были разные способы давления: уговоры, угрозы, попытки подкупа, телефонное право. А сколько раз мне грозили, что с завтрашнего дня я не работаю! Мы на это особо и не реагировали, настолько все это было обыденно. Мы боялись не за себя, а больше переживали за других участников ДТП, чтобы не произошло самосуда, кровавой мести.
- И с такими ситуациями приходилось сталкиваться?
- Конечно, и не раз. Помню, в самом начале 1990-х в Заельцовском районе рядом с цыганским поселком произошло ДТП со смертельным исходом. Обстоятельства аварии точно такие же, что описаны выше. Три цыганки с шестилетним мальчиком вышли из автобуса. Мальчишка обежал автобус спереди, побежал через дорогу и угодил под колесо самосвала. Мгновенная смерть. Цыганки закричали, вмиг сбежалась толпа сородичей и накинулась на водителя. Тот кое-как отбился и закрылся в кабине. Хорошо, что нам быстро позвонили и мы в считанные минуты прибыли на место. Погибший мальчик оказался сыном цыганского барона, его дом как раз находился напротив остановки. Тут мы бросились спасать водителя от самосуда. Вызвали дополнительные наряды. Началась потасовка, нашему сотруднику оторвали галстук. Такие страсти разгорелись. Водителя грузовика под охраной отправили на ближайший контрольный пункт ГИБДД. Потом было следствие. Родители мальчика не давали согласия на вскрытие. Потом выкрали тело из морга и требовали дать разрешение захоронить без вскрытия. Но в итоге им пришлось подчиниться закону. Расследование показало, что водитель не виновен. На автопредприятии его специально пересадили на другую машину, а его личные данные мы держали в секрете, чтобы не допустить мести.
- Почему вы вспоминаете только ДТП с детьми?
- Конечно, гибель любого человека – это трагедия. Всех жалко. Но для меня гибель ребенка - это самое страшное, что может быть. Каждый случай с гибелью ребенка я переживала как личное горе, болела неделями. Говорят, что человек привыкает ко всему. Да, я много чего повидала, и многое могу вынести. Мы ходили на опознания в морг, видели страшные полуразложившиеся, расчлененные трупы. С этим еще можно свыкнуться. Но привыкнуть к тому, что на дороге гибнут дети просто нельзя! Невозможно!!! А еще невозможно привыкнуть к людскому горю. Я всегда себя чувствовала виноватой, когда приходилось сообщать людям о гибели родного им человека. В подобных ситуациях приходилось оказывать и психологическую и медицинскую помощь. У меня всегда в сумочке вместе с губной помадой лежали карвалол и нашатырный спирт.
- Работая в дознании и досконально зная ситуацию с аварийностью, как воспитывали своих детей поведению на дороге? Что можете посоветовать родителям?
- Тогда, пропадая на постоянных дежурствах, детей я не видела сутками. Муж тоже служил в ГАИ. Поэтому детей мы воспитывали по телефону. Звонили и по телефону наставляли: «Сынок, пойдешь в школу, дорогу переходи внимательно, посмотри налево, потом направо. Марину держи за руку, не отпускай». Кстати, дети тоже ощутили «прелести» моей службы. Мой сын стал любимчиком заведующей сложных экспертиз. Я его забирала из садика и заходила в морг 25-й медсанчасти, забирала результаты экспертиз. А заведующая моргом Татьяна Афанасьевна, отличная, добрая женщина, угощала сына чаем с конфетками. Когда встречаемся, до сих пор интересуется: «Ну как там мой любимчик?». Что касается советов. По своему опыту могу сказать, что большинство ДТП с детьми происходят по вине родителей – недосмотрели, выпустили из рук. Дети, ведь они шустры, юркие. А мама пока выйдет из машины, оглядится, а ребенок уже под колесами. Поэтому совет – в дороге не выпускайте ребенка из-под контроля ни на секунду. Не нарушайте правила в присутствие детей. Ведь ребенок, он как губка впитывает все, копируя поведение взрослых. Будьте хорошими учителями и не на словах, а на деле!
- С чем был связан ваш переход из дознания на кадровую работу?
- Если честно, я просто устала. За эти 18 лет я столько горя людского через себя пропустила, что просто устала видеть все это и жить в постоянном горе. В 1997 году из городского полка ДПС была образована отдельная рота ДПС по работе с пассажирским транспортом, затем на базе этой роты был создан отдельный батальон ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области. В нем я и служу на кадровой работе с момента образования подразделения. После дознания служба в отделе кадров для меня показалась раем. У меня не стало трупов, десятидневных сроков, за которые я обязана была рассмотреть материал.
- А не скучно после живой работы на дороге засесть в кабинет?
- Нет, что вы! Кадровик - это же работа с личным составом. Это постоянное общение со своими ребятами, которых сама же принимала на службу. В чем наша главная задача? В том, чтобы сделать правильный выбор. Мы обязаны принять на службу самых достойных, способных, готовых работать на благо людей, на благо общества и государства. Вот приходит к нам человек и говорит: «Я хочу работать в ГИБДД». Начинаешь с ним разговаривать и оценивать по поведению, по общению, что на самом деле этот молодой человек из себя представляет, чего хочет. Смотришь и видишь - этот идет, чтобы получить власть и ею распорядиться в свою пользу. А есть те, кто приходит с горящими глазами и чистым сердцем. Чувствуешь, что ему хочется служить людям, приносить пользу обществу. Кадровик должен чувствовать человека, чтобы отобрать лучших. Я считаю, что центральное место в службе ГИБДД занимают инспектора ДПС. Инспектор на дороге - это лицо нашей службы, потому что с ним непосредственно ежедневно общаются граждане. Любой приезжий в наш город автомобилист первого, кого встречает на дороге - это «гаишника». И от того как инспектор его встретит, расскажет ли он ему как проехать, куда обратиться, такое впечатление у гостя будет о новосибирцах. Хочу отметить у нас ребята все хорошие. Они всегда улыбаются, даже протокол нарушителю составляют с улыбкой. Если к ним обратиться, всегда помогут, на прощание пожелают счастливого пути. Да что далеко ходить, вот этой зимой, когда были морозы, наши экипажи ДПС спасали замерзающих водителей на трассе. Мы стараемся подбирать новые кадры с высшим образованием, чтобы был интеллект, культура, чтобы инспектор умел общаться с людьми, чтобы показать наше «гаишное» лицо в хорошем свете. У нас отличные ребята в батальоне. Многие из тех, кого я принимала 15 лет назад, сегодня командиры строевых подразделений, первые руководители в областном управлении ГИБДД. Мы подготовили более сорока госинспекторов технадзора, сейчас эти ребята служат в различных подразделениях по всему городу. Недаром говорят, что отдельный батальон ДПС – это кузница командирских кадров, элита ГИБДД Новосибирской области.
- Что бы вы хотели пожелать женщинам в праздник 8 марта?
- Женщинам желаю здоровья, счастья, доброты, человеколюбия. И никогда не следуют забывать, что вы женщины. Всегда оставайтесь обаятельными и привлекательными!
Юрий Голиков.
Новости по теме
"Красота спасет мир"Женщины в полиции: Галина Александровна Клепалова - сменила белый халат на погоны
Женщины в полиции: Татьяна Валова - служить в ГИБДД могут лишь сильные духом!
Женщины в полиции: Татьяна Жевлакова - я жизнерадостный человек!
Женщины в полиции: Алена Подзюбан - пропагандист ГИБДД-очень нужная профессия!
Новости в разделе
В МБОУ СОШ №26 г. Обь ведется активная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаСотрудники ГИБДД задержали молодого человека, пытавшегося угнать автомобиль
За прошедшие сутки сотрудниками ГИБДД выявлены два факта незаконного оборота наркотических средств
В Коченевском районе прошло очередное заседание комиссии по безопасности дорожного движения
«Путешествие в страну Светофорию»
Комментарии пользователей
Последний комментарий
Добавил(а): Алексей (12-03-2012 г. в 13:10) | Ответить на этот комментарий... ![]() |
Татьяна Алексеевна - это удивительный человек, не только профессионал своего дела, но и как человек заслуживает огромного внимания, является образцом всех женщин! Наконец-то на Вашем сайте появилась статья о таком человеке!
Добавил(а): гость (12-03-2012 г. в 19:03) | Ответить на этот комментарий... ![]() |
Ленина,50 это элита с этим уж никто не поспорит.

Недавние новости
Сводки ДТП | Видео | Кражи и угоны | Online видеоНА ВОРОВАННОЙ МАШИНЕ, ДА ЕЩЁ И С НАРКОТИКАМИ
Лекарственные и наркотические травы, деревянная скалка, фен и весы - вот такой, мягко сказать, необычный набор инспекторы ГИБДД обнаружили у одного из...
Просмотров: 73 | Комментариев: 0
В МБОУ СОШ №26 г. Обь ведется активная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Мероприятия, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в МБОУ «СОШ №26» г. Обь Новосибирской области, проход...
Просмотров: 24 | Комментариев: 0
Лишенные за управление транспортом в состоянии опьянения и отказ от медосвидетельствования в январе 2013 года
За управление транспортом в состоянии опьянения и отказ от прохождения медосвидетельствования в январе 2013 года суды Новосибирской области лишили пра...
Просмотров: 72 | Комментариев: 0
Сотрудники ГИБДД задержали молодого человека, пытавшегося угнать автомобиль
6 февраля 2013 года в 00.10 часов на ул. Богдана Хмельницкого инспекторы ДПС задержали автомобиль ВАЗ-21099, которым управлял молодой человек 1992 год...
Просмотров: 88 | Комментариев: 0
За прошедшие сутки сотрудниками ГИБДД выявлены два факта незаконного оборота наркотических средств
5 февраля 2013 года в 11 часов 25 минут в Железнодорожном районе на ул.Ленина сотрудниками ГИБДД задержан мужчина 1988 года рождения по подозрению в х...
Просмотров: 71 | Комментариев: 0
В Коченевском районе прошло очередное заседание комиссии по безопасности дорожного движения
В минувшую среду в администрации Коченевского района прошла комиссия по безопасности дорожного движения под председательством заместителя главы ...
Просмотров: 28 | Комментариев: 0
«Путешествие в страну Светофорию»
Педагоги и старшеклассники специальной (коррекционной) школы №1 города Новосибирска организовали и провели для учеников начальных классов развлекател...
Просмотров: 54 | Комментариев: 0