Телефон доверия
+ 7 383 220 6295
(только по неправомерным
действиям сотрудников ГИБДД)

Декада пожилых людей: ветеран Новосибирской Госавтоинспекции Типунков Всеволод Александрович

Было такое время, когда светофоров в городе Новосибирске было – по пальцам рук сосчитать, движению активно мешали непослушные владельцы гужевых повозок и самодельных видов транспорта, не поддающихся никакой классификации, а приезжие из других регионов не могли соблюдать правила дорожного движения, просто потому что в каждой области они были со своей спецификой. Буквально за пару десятилетий организация дорожного движения в России изменилась кардинально. Как эти изменения происходили в Новосибирске, и кто за ними стоял, - обо всем этом нам рассказал один из активистов Совета ветеранов ГАИ-ГИБДД Новосибирской области, заслуженный работник МВД Советского Союза Всеволод Александрович Типунков, который был начальником Госавтоинспекции Новосибирской области в ключевой период реорганизации службы – с 1974 по 1984 годы.

- С чего Вы начали Ваш путь в Госавтоинспекции?

- В 1958 году, я демобилизовался из армии. Перед постановкой на партийный учет в Центральном районе у меня была договоренность с Чкаловским заводом - я должен был идти туда работать. Но, обстановка в стране была несколько иная, нежели сейчас, - была партийная дисциплина. Когда партийная комиссия рассмотрела мои документы, мне сказали: такие люди нам нужны в другой сфере, вот тебе путевка, иди служить в милицию.

- Всеволод Александрович, с чего все начиналось, какова была структура Госавтоинспекции в те годы?

- Госавтоинспекция начиналась с ОРУДа, но юридически она была создана Советом Народных Комиссаров 3 июля 1936 года. Фактически же подразделения ОРУДа были и раньше, в Новосибирске – с 30-х годов. Они занимались исключительно регулировкой уличного движения. Эти подразделения были малочисленны. С созданием Госавтоинспекции как службы, они влились в ее состав. Впоследствии функций регулирования стало явно не хватать, дисциплинированностью наши водители не отличались никогда, и появилась необходимость эту дисциплину жестко контролировать. В этих целях были созданы подразделения ОБД - отделения безопасности движения, в которые вошел ОРУД (сержантский состав) и инспекторский состав, который по-современному называется ДПС, а тогда были инспекторы дорожного надзора. Эти инспекторы осуществляли контроль всего, что относилось к дорожному движению: освещенности улиц и дорог, состояния проезжей части, наличия дорожных знаков, разметки, и плюс надзор за дисциплиной водителей. ОБД было прообразом ныне существующих полков и батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД.

- Какова была численность подразделения?

- В ОБД тогда служило около 60 человек. Впоследствии ОБД переименовали в дивизион, численность которого составила уже 160 человек. Кстати, в свое время, в составе ОБД был трамвайный взвод. Это подразделение обслуживало трамваи, вылавливали безбилетников, которые жалели 3 копейки на проезд. Взвод здорово поднял собираемость оплаты. Но существовал он относительно недолго, вскоре началась работа по структурной реорганизации службы, строительству нынешней "конструкции", фундамента ГИБДД.

- В чем именно заключалась эта реорганизация?

- Это были очень масштабные изменения, рассказать о которых в двух словах затруднительно. Например, у нас абсолютно не было того, что называется службой организации дорожного движения - инженерной службы. Правила дорожного движения в каждой области писали самостоятельно, до 60-х годов, когда приняли единые ПДД. С этим было связано огромное количество казусов, потому что знаков было мало и разметка не наносилась. То есть, примут решение Облисполкома, которым запрещают движение мотоциклов по каким-то улицам, а знаки, которые бы об этом информировали водителей, фактически отсутствовали. Едет, например, мотоциклист из Кемерово, - откуда ему знать, можно ему здесь ехать или нет. Останавливали его и требовали читать и соблюдать правила, такая вот несуразица. Но, возвращаюсь к реорганизации: надо было внедрять современные технические средства в управление движением. Поэтому в 1974 году, в соответствии с решением Правительства СССР, при ГАИ было создано специальное монтажно-эксплуатационное управление (СМЭУ), численность его поначалу была 5 или 8 человек. Дали нам два вагончика, ГАЗ-51, разметочный трактор и автовышку. Ездить эта техника толком уже не могла, потому что дали то, что городу было не надо. Вывозили мы ее на буксировочных тросах. Но это все равно был большой прорыв, потому что до этого проблемой организации безопасности движения в Новосибирске вообще никто не занимался. Мне, кстати, очень повезло с начальником нового подразделения, - Иваном Ивановичем Харловым, это исключительно порядочный, честный человек и преданный делу труженик. Он успешно работает и до сих пор. Во многом благодаря ему, мы совершили большой прыжок из каменного века к цивилизации. До этого момента у нас в городе светофоры были только на Красном проспекте, всего шесть или восемь, сейчас точно не помню. Около каждого светофора стояла будка регулировщика, который вручную переключал его сигналы. В общем, начинали, практически, с нуля. Я умышленно сдвигаю акценты на инженерном обеспечении организации и безопасности дорожного движения, хотя оно не является главным в деятельности ГАИ. Это для оценки масштабов 10-летнего скачка от «неандертальской дубины» до глобальной системы автоматизированного управления транспортными потоками на важнейших пересечениях областного центра. Хочу быть правильно понятым: сегодняшние «пробки» - это результат запредельной перенасыщенности магистралей, не входящей в понятие «регулирование и организация движения», другими словами, это вопрос градостроительной практики. Пользуясь моментом, выражаю глубокую признательность специалиста бывшему губернатору Новосибирской области В.А. Толоконскому и заместителю мэра г.Новосибирска А.Е. Ксензову, оценивших значимость СМЭУ и не давших ему бесследно исчезнуть, как это произошло в большинстве регионов страны (под флагом «ликвидации несвойственных функций» СМЭУ были выведены из системы МВД). Примерно в это же время создавались подразделения пропаганды, технического надзора, административной практики, эскортный и вертолетный взвод. На вертолете наши сотрудники летали по районам области, пресекали нарушения ПДД и особенно пьянство на дорогах. Тогда же стали создаваться и работать регистрационно-экзаменационные подразделения, в развитие которых большой вклад внесли заслуженный работник МВД СССР полковник милиции В.К. Суглобов и подполковник милиции Г.Н. Быков. В это же время мы начали огромную работу по переводу на ЭВМ учетных и номерных данных транспортных средств, выдаваемых водительских удостоверений.

- А как же получали права до этого?

- Квалификационная комиссия у нас в области была, она выезжала по графику на прием экзаменов от учебных групп в районы города и области. Госавтоинспектор района имел право принимать экзамены на "любительские" права. А вот категории для профессионалов (их было три класса) давала уже только специальная комиссия.

- Расскажите о каких-нибудь неординарных происшествиях, которые сейчас на наших дорогах невозможны?

- В самой постановке вопроса о невозможности совершения каких-то неординарных событий на дорогах, мне кажется, заключена ошибка. Есть очень точное выражение: «Его Величество Случай», который мысль и разум человека не в состоянии предусмотреть. Вот несколько историй, которые связаны с приездами к нам руководителей других стран. Кстати, Валерий Киселев, который тогда служил старшим в эскортном подразделении, имеет серебряную табакерку и серебряную зажигалку с личной монограммой генерала Де Голля, именно за один из таких случаев. Шарль де Голль – президент Франции - приехал к нам и должен был проехать по городу, в связи с чем мы перекрывали движение на Красном проспекте, в том числе в пойме реки Ельцовка, где улица Северная. Как назло, в это же время здесь решил проехать пьяный возчик на гужевой повозке. Выезжая с Северной, он понял, что его не пропустят, возмутился, и рванул напролом, прямо по руслу реки, откуда вылетел на проспект, стоя залихватски в своей телеге, размахивая вожжами, и прямо перед колонной, в которой ехал де Голль. Так вот, Киселеву, который сопровождал колонну на тяжелом мотоцикле-одиночке, удалось, рискуя жизнью, оперативно его развернуть и загнать обратно в кювет, за что он потом и получил личную благодарность от генерала.
В приезд Вальтера Ульбрихта – Председателя Государственного совета ГДР - наделал дел больной человек, который круглый год ездил на непонятном трехколесном транспортном средстве с прицепом, которое он смастерил сам, - наполовину велосипед, наполовину не пойми что. Как он проехал толпу, которая смотрела на прибытие гостя, - совершенно непонятно. Только колонна тронулась, как он въехал в нее с криком - "Привет Ульбрихту!" Впоследствии, когда у нас намечался приезд "первых лиц", мы ему писали требование предоставить велосипед на технический осмотр. Велосипед он пригонял сам. Когда заканчивалось мероприятие – возвращали ему велосипед и выдавали талон.

- Всеволод Александрович, как Вы оцениваете работу нынешнего начальника Управления ГИБДД по Новосибирской области, Сергея Викторовича Штельмаха?

- Поверьте, что в своей оценке я не придерживаюсь знаменитого Крыловского выражения «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Моим жизненным Кредо был знаменитый языческий постулат: «Amikus Platon, sed magis amikus est veritas» («Платон друг, но лучший друг – истина»). Целенаправленно и методически верно организует работу подчиненного коллектива. Инициативен, трудолюбив, спокоен, выдержан. Всегда держит слово и выполняет свои обещания, а это прекрасное качество офицера России. Отрицательного о его работе ничего сказать не могу, курс он держит правильный. Ошибки бывают у каждого руководителя, но нужно всегда различать ошибки роста и ошибки провального положения дел. Ошибки роста, - это когда идет прогресс, когда есть развитие и движение. У Штельмаха ошибок провала я не вижу. Этот человек пришел "с дороги", он работал инспектором еще тогда, когда я был начальником. А я считаю, что становым хребтом Госавтоинспекции была, есть и всегда будет дорожно-патрульная служба, все остальные – прилагательные службы. Не будь инспектора ДПС, мы бы схватились за голову и сбежали давно из мегаполисов, хотя многие инспекторов тех проклинают и ругают. И руководитель Госавтоинспекции, по моему глубокому убеждению, обязательно должен пройти «дорогу», это колоссальная психологическая закалка, которую больше негде получить. Кстати, я тоже в свое время прошел 5-летнюю «дорогу».
В заключение хочу искренне поблагодарить ветеранов, отдавших свои лучшие годы службе в Госавтоинспекции. Желаю им здоровья и благополучия. Молодому поколению желаю успехов и достойного карьерного роста. 

Беседовала Елена Чернякова

Администратор УГИБДД

Новости по теме

Беседа с начальником Мошковской Госавтоинспекции С.В. Рудневым
Декада пожилых людей: ветеран Новосибирской Госавтоинспекции Типунков Всеволод Александрович
Декада пожилых людей: ветеран Новосибирской Госавтоинспекции Роман Андреевич Мацько
Коченевский район: целевая программа доказала свою эффективность
Госавтоинспекция МВД России намерена убедить пешеходов в необходимости переходить дорогу по правилам

Новости в разделе

Для управления автомобилем больше не потребуется доверенность
Оказание противодействия законным требованиям сотрудников ГИБДД закончилось приговором
Пьянству за рулём – бой!
В Маслянинском районе обсудили вопросы обеспечения безопасности дорожного движения
Операция «Автобус»







Некуда спешить

Недавние новости

Сводки ДТП | Видео | Кражи и угоны | Online видео

Для управления автомобилем больше не потребуется доверенность
Правительством Российской Федерации 12 ноября 2012 года издано постановление № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российс...

Просмотров: 360 | Комментариев: 0

Оказание противодействия законным требованиям сотрудников ГИБДД закончилось приговором
22 июля 2012 года сотрудники ГИБДД остановили автомобиль Ниссан-Максима, которым управлял нетрезвый мужчина. При проведении медицинского освидетельст...

Просмотров: 174 | Комментариев: 0

Пьянству за рулём – бой!
По итогам 10 месяцев на автодорогах Новосибирского района и г. Обь зарегистрировано 175 ДТП, в которых 36 человек погибло и 236 человек травмировано. ...

Просмотров: 87 | Комментариев: 0

В Маслянинском районе обсудили вопросы обеспечения безопасности дорожного движения
Резко изменившаяся погода потребовала не только незамедлительных действий, но координирования всей работы в неизбежных зимних условиях. ...

Просмотров: 35 | Комментариев: 0

Операция «Автобус»
Ежедневно на автодороги Новосибирской области выезжает огромное количество автобусов, которые осуществляют перевозку пассажиров. Большая их часть рабо...

Просмотров: 84 | Комментариев: 0

В Маслянинском районе прошел конкурс рисунков «Автокресло – детям!»
Конкурс детского рисунка проводился Государственной инспекцией безопасности дорожного движения в школах Маслянинского района. Темой конку...

Просмотров: 30 | Комментариев: 0

Автокресло – детям!
С начала года на территории Новосибирской области в дорожно – транспортных происшествиях погибло 9 юных пассажиров, 88 были травмированы. В...

Просмотров: 33 | Комментариев: 0





Главная | Сводки ДТП | Новости | Видео | Кражи и угоны | Online видео | Карта дорог | Техподдержка | Авторизация
Документация | Экзаменация | Пункты ТО | Дорнадзор | Женщины в полиции
Медиа материалы | Я дружу со светофором | Адреса и телефоны | Прием обращений