Ксенон под запретом. Но далеко не всякий
Аварийность на автомобильном транспорте признана мировым сообществом одной из острейших социально-экономических проблем современного общества.
Одной из причин совершения ДТП является неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства. Если в официальной статистике доля происшествий по данной причине невелика (порядка 2-5%), то в реальности, благодаря проведенным исследованиям в различных странах, установлено, что техническая неисправность является сопутствующей причиной совершения от 15 до 25% ДТП.
Как свидетельствуют статистические данные, основное количество ДТП из-за технической неисправности транспортных средств вызвано неисправностями рабочей тормозной системы (32,5%), световых приборов (26,5%), ходовой части и износом шин (19,4%), рулевого управления (12,6%).
Из 1,2 млн. ежегодно погибающих на дорогах людей (данные ВОЗ) более одной трети получают смертельные травмы в результате ДТП в темное время суток, несмотря на то, что интенсивность движения в этот период значительно ниже, чем при дневном освещении.
Тяжесть последствий ДТП в темное время суток в 1,5—2, а иногда и более раз выше, чем при дневном освещении.
Особенно остро проблема обеспечения безопасности дорожного движения в темное время суток стоит в северных странах, где велика продолжительность темных периодов времени.
Способность подавляющего большинства людей видеть в темное время суток сильно ограничена.
Особенности органов зрения человека таковы, что при управлении транспортным средством в темноте из-за низкой контрастной чувствительности восприятие скорости и расстояния оказывается неадекватным. Человеческий глаз в большой мере подвержен ослеплению.
Различные средства в помощь органам зрения, испытанные до настоящего времени (оптические фильтры, специальные адаптационные лампы, лекарственные препараты и т.п.), оказались неэффективными в реальных условиях ночного вождения.
Для предупреждения ДТП в темное время суток большое значение имеют меры технического характера, связанные с улучшением видимости проезжей части дорог.
Важнейшим источником света в темное время суток являются световые приборы транспортных средств. Внешние световые приборы автомобиля должны обеспечивать достаточную видимость для водителя без ослепления других участников дорожного движения и облегчения обнаружения ими автомобиля.
Среди мер, направленных на обеспечение безопасности, дорожного движения в темное время суток, специалисты называют следующие:
В последнее время на рынке автомобильных запасных частей и комплектующих отмечается массовое появление сильно подешевевших газоразрядных источников света азиатского производства, которые легко устанавливаются почти во все типы фар и на любые типы автомобилей.
Учитывая изложенное, рассмотрим проблемные вопросы, возникающие в контексте правомерности использования газоразрядных источников света в световых приборах автомобилей, не предназначенных для их установки.
В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 для световых приборов установлена классификация по типу источника света: фары с лампами накаливания (С, R, CR), галогенные, имеющие маркировку «Н», и газоразрядные (ксеноновые) - маркировка «D».
Указанная маркировка наносится на световой прибор. Применение источников света, не соответствующих типу фары, при этом не допускается, так как нарушается фотометрический и тепловой режимы работы светового прибора.
Тип и мощность ламп, устанавливаемых в световой прибор, указаны в руководстве по эксплуатации на каждую конкретную модель транспортного средства.
Требования к световым приборам установлены разными национальными стандартами Российской Федерации.Требования к автомобильным фарам ближнего/дальнего света, оснащенным лампами накаливания (в том числе и галогенными), установлены ГОСТ Р 41.112-2005, а требования к фарам с газоразрядными источниками света установлены ГОСТ Р 41.98-99.
Каждый из этих стандартов предъявляет специфические требования к конструкции и характеристикам соответствующих световых приборов. К примеру, ГОСТ Р 41.98-99 («газоразрядные фары») в пункте 5.8 устанавливает требования к световым приборам в отношении создаваемых ими электромагнитных и электрических помех, мешающих работе других электрических/электронных систем автомобиля. Подобных требований ГОСТ Р 41.112-2005 не содержит, что обусловлено различиями в самой конструкции и принципах функционирования этих различных типов световых приборов.
ГОСТ Р 41.48-2004 определяет требования к транспортным средствам в отношении установки устройств освещения к световой сигнализации, рассматривает различные режимы работы источника света как оптическую, механическую, электрические характеристики.
Другими словами, можно говорить об отдельных режимах работы прибора (в качестве различных состояний функционирования: постоянно/прерывисто, далеко/близко, преломляет/отражает) применительно к оптическому, механическому, электрическому и тепловому режимам (техническим характеристикам, различным физическим свойствам).
Источники света разрабатываются и выпускаются согласно Правилам № 37 ЕЭК ООН. В соответствии с этими требованиями приняты национальные стандарты Российской Федерации: ГОСТ Р 41.37-99 «Единообразные предписания, касающиеся единообразного утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и прицепов» и ГОСТ Р 41.99-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств».
При разработке, производстве и сертификации источников света, руководствуются исключительно техническими характеристиками, установленными этими Правилами, а не объектом использования. При этом маркировка на фаре несет информацию о категории предписанного конструкцией фары источника света.
Требования, предъявляемые к внешним световым приборам транспортных средств, описанные выше, в полном объеме нашли отражение в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.20 № 720, который вступает в силу с сентября 2010 г.
Согласно этим Правилам, каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на транспортном средстве.
При этом замена категории используемого источника света категорически запрещена. В отношении возможности установки газоразрядных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания, необходимо отметить недопустимость таких действий, так как это противоречит упомянутым Правилам, в силу действия, по меньшей мере, трех причин, каждая из которых в свою очередь нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения.
Во-первых, излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны - 470 нм вместо 550 нм у галогенных ламп, что при одинаковой высоте микронеровности (шероховатости) отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения (более подробно см. [1], [2]). Вот почему практически все ксеноновые фары слепят. Чтобы исключить ослепление, они должны иметь более высокий класс отражающей поверхности рефлектора, а это далеко не все фирмы, даже очень хорошие, могут выполнить.
Во-вторых, как видно из рис.1, габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп [3] что так же приводит к увеличению углов рассеяния как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а, следовательно - к ослеплению водителей встречного транспорта.
В-третьих, использование фар с газоразрядными источниками света, согласно требованиям Правил № 48 ЕЭК ООН, требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожною полотна и наличия стеклоомывателя фар, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно.
Очевидно в этом случае, при установке газоразрядной лампы вместо галогенной условия безопасности дорожного движения будут нарушены (ослепление при встречном разъезде, дискомфорт и повышенная утомляемость при движении в одном режиме работы).
Рис. 1. Габаритные размеры искрового разряда газоразрядной лампы категории D2 (слева) и тела накала лампы категории Н7 (справа)
Для транспортных средств с традиционной системой освещения отечественными и международными стандартами установлены следующие режимы освещения:
дальний свет,
В свою очередь, светораспределение согласно Правил ЕЭК ООН определяется категорией используемого источника света и конструкцией светового прибора. Например, Правила № 112 регламентируют значения светотехнических характеристик, характер светораспределения, форму светотеневой границы и т.п. для фар с галогенными лампами, а Правила № 98 - то же самое для фар с газоразрядными лампами. Поэтому терминологически они могут иметь одно название по назначению при использовании, но быть разными по сути, что и закреплено в отечественных и международных стандартах.
Таким образом, при установке газоразрядных источников света в световые приборы, не предназначенные для их использования, будет нарушаться режим работы всего светового прибора.
В ГОСТ Р 51709-2001 в разделе "Определения" отсутствуют формулировки используемых терминов «цвет» и «цвет огней» внешних световых приборов, но по характеру использования этих терминов в тексте они ПОНИМАЮТСЯ как цветовой тон, т.е. характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: желтый, красный, белый и т.п.
Согласно [4] эта характеристика соответствует колориметрическому понятию «доминирующая длина волны». Очевидно, что было бы правильно в процессе оценки технического состояния определять соответствующие параметры инструментально, а не субъективно.
Необходимо отметить, что все проблемные вопросы, касающиеся оборудования транспортных средств внешними световыми приборами, были разрешены специалистами НИИАЭ и АВТОВАЗа в первоначальной редакции стандарта ГОСТ Р 51709-2001, но потом в результате действий разработчика (НИИАТ) по «адаптации» стандарта к «рабочим» условиям исчезли.
В результате действующая редакция раздела ГОСТа Р 51709-2001 «Внешние световые приборы» стала опасна для использования и требовала пересмотра. Необходимые требования по безопасности внешних световых приборов полностью реализованы в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720, вступающим в силу с сентября 2010 г.
Согласно п. 3.1, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», а также п, 3.4 «на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора», эксплуатация транспортного средства запрещается.
Использование газоразрядных источников света возможно только в соответствующих световых приборах на автотранспортных средствах конструктивно предназначенных для использования газоразрядных источников. При использовании газоразрядных источников света в световых приборах, не предназначенных для их использования, будет нарушен режим работы всего светового прибора.
В случае управления транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с режимом работы, не соответствующим требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», возникает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ.
Часть 3 статьи 12.5 гласит: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных, приборов и приспособлений.
Содержание понятия «режим работы» как условие существования, деятельности, функционирования светового прибора может быть применено отдельно при рассмотрении каждого вида классификации световых приборов в контексте положения статей 12.4 (части 1) и 12.5 (части 3) КоАП РФ.
Данное нарушение наиболее часто встречается на автомобилях производства «ВАЗ», моделях 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112, 1118, 2170 и их модификаций. На эти модели заводом изготовителем устанавливаются фары только типа CR и HCR (может быть маркировка HC/R).
В качестве мер обеспечения Кодексом предусмотрены запрещение эксплуатации транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства (часть 2 статьи 27 13 КоАП РФ), а также изъятие соответствующих приборов и приспособлений.
О запрещении эксплуатации транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол (часть 4 статьи 27.13 КоАП РФ).
Изъятие указанных устройств производится в присутствии двух понятых о чем составляется отдельный протокол изъятия вещей и документов (статья 27 10 КоАП РФ)
Рассмотрение дел об этих правонарушениях отнесено Кодексом к исключительной компетенции суда.
Изъятые устройства до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в подразделении, после этого передаются в судебные органы в качестве доказательства.
Изъятие указанных приборов и приспособлении является обязательной процедурой, поскольку санкции обоих норм предусматривают обязательную конфискацию.
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
3. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
4. ГОСТ Р 4148-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации».
5. ГОСТ Р 41.И2-2005 «Единообразные предписания, касающиеся автомобильных фар, испускающих ассиметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания».
6. ГОСТ Р 41.37—99 «Единообразные предписания, касающиеся единообразного утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и прицепов».
7. ГОСТ Р 41.98-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар механических транспортных средств с газоразрядными источниками света».
8. ГОСТ Р 41.99-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств».
9. Воробьев-Обухов А , Колодочкин М. Ксенонсенс / А Воробьев-Обухов, М. Колодочкин // За рулем. - 2009. - № 3.
10. Воробьев-Обухов А., Колодочкин М. Ксенофобия / А. Воробьев-Обухов, М. Колодочкин // За рулем. - 2009. - № 5
I1. Разъяснения ФГУП НИИАЭ№ 13/5-2827 от 25 05.2009 г.
12. Обеспечение безопасности дорожного движения в темное время суток. Обзорная информация. Выпуск 17. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2005.
13. «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г №720.
(c) 2009 ГУ "Научный центр безопасности жизнедеятельности детей"
Site RootОдной из причин совершения ДТП является неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства. Если в официальной статистике доля происшествий по данной причине невелика (порядка 2-5%), то в реальности, благодаря проведенным исследованиям в различных странах, установлено, что техническая неисправность является сопутствующей причиной совершения от 15 до 25% ДТП.
Как свидетельствуют статистические данные, основное количество ДТП из-за технической неисправности транспортных средств вызвано неисправностями рабочей тормозной системы (32,5%), световых приборов (26,5%), ходовой части и износом шин (19,4%), рулевого управления (12,6%).
Из 1,2 млн. ежегодно погибающих на дорогах людей (данные ВОЗ) более одной трети получают смертельные травмы в результате ДТП в темное время суток, несмотря на то, что интенсивность движения в этот период значительно ниже, чем при дневном освещении.
Тяжесть последствий ДТП в темное время суток в 1,5—2, а иногда и более раз выше, чем при дневном освещении.
Особенно остро проблема обеспечения безопасности дорожного движения в темное время суток стоит в северных странах, где велика продолжительность темных периодов времени.
Способность подавляющего большинства людей видеть в темное время суток сильно ограничена.
Особенности органов зрения человека таковы, что при управлении транспортным средством в темноте из-за низкой контрастной чувствительности восприятие скорости и расстояния оказывается неадекватным. Человеческий глаз в большой мере подвержен ослеплению.
Различные средства в помощь органам зрения, испытанные до настоящего времени (оптические фильтры, специальные адаптационные лампы, лекарственные препараты и т.п.), оказались неэффективными в реальных условиях ночного вождения.
Для предупреждения ДТП в темное время суток большое значение имеют меры технического характера, связанные с улучшением видимости проезжей части дорог.
Важнейшим источником света в темное время суток являются световые приборы транспортных средств. Внешние световые приборы автомобиля должны обеспечивать достаточную видимость для водителя без ослепления других участников дорожного движения и облегчения обнаружения ими автомобиля.
Среди мер, направленных на обеспечение безопасности, дорожного движения в темное время суток, специалисты называют следующие:
- установка саморегулирующихся фар;
- установка стеклоочистителей и стеклоомывателей фар;
- установка фар с более ярким светом;
- установка противотуманных и виражных фар.
В последнее время на рынке автомобильных запасных частей и комплектующих отмечается массовое появление сильно подешевевших газоразрядных источников света азиатского производства, которые легко устанавливаются почти во все типы фар и на любые типы автомобилей.
Учитывая изложенное, рассмотрим проблемные вопросы, возникающие в контексте правомерности использования газоразрядных источников света в световых приборах автомобилей, не предназначенных для их установки.
Требования, предъявляемые к световым приборам
Требования к внешним световым приборам определены «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения, в п 3 которых указано, что «Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации»В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 для световых приборов установлена классификация по типу источника света: фары с лампами накаливания (С, R, CR), галогенные, имеющие маркировку «Н», и газоразрядные (ксеноновые) - маркировка «D».
Указанная маркировка наносится на световой прибор. Применение источников света, не соответствующих типу фары, при этом не допускается, так как нарушается фотометрический и тепловой режимы работы светового прибора.
Тип и мощность ламп, устанавливаемых в световой прибор, указаны в руководстве по эксплуатации на каждую конкретную модель транспортного средства.
Требования к световым приборам установлены разными национальными стандартами Российской Федерации.Требования к автомобильным фарам ближнего/дальнего света, оснащенным лампами накаливания (в том числе и галогенными), установлены ГОСТ Р 41.112-2005, а требования к фарам с газоразрядными источниками света установлены ГОСТ Р 41.98-99.
Каждый из этих стандартов предъявляет специфические требования к конструкции и характеристикам соответствующих световых приборов. К примеру, ГОСТ Р 41.98-99 («газоразрядные фары») в пункте 5.8 устанавливает требования к световым приборам в отношении создаваемых ими электромагнитных и электрических помех, мешающих работе других электрических/электронных систем автомобиля. Подобных требований ГОСТ Р 41.112-2005 не содержит, что обусловлено различиями в самой конструкции и принципах функционирования этих различных типов световых приборов.
ГОСТ Р 41.48-2004 определяет требования к транспортным средствам в отношении установки устройств освещения к световой сигнализации, рассматривает различные режимы работы источника света как оптическую, механическую, электрические характеристики.
Другими словами, можно говорить об отдельных режимах работы прибора (в качестве различных состояний функционирования: постоянно/прерывисто, далеко/близко, преломляет/отражает) применительно к оптическому, механическому, электрическому и тепловому режимам (техническим характеристикам, различным физическим свойствам).
Источники света разрабатываются и выпускаются согласно Правилам № 37 ЕЭК ООН. В соответствии с этими требованиями приняты национальные стандарты Российской Федерации: ГОСТ Р 41.37-99 «Единообразные предписания, касающиеся единообразного утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и прицепов» и ГОСТ Р 41.99-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств».
При разработке, производстве и сертификации источников света, руководствуются исключительно техническими характеристиками, установленными этими Правилами, а не объектом использования. При этом маркировка на фаре несет информацию о категории предписанного конструкцией фары источника света.
Требования, предъявляемые к внешним световым приборам транспортных средств, описанные выше, в полном объеме нашли отражение в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.20 № 720, который вступает в силу с сентября 2010 г.
Использование газоразрядных источников света
Разработка и производство фар транспортных средств осуществляется под конкретный источник света, предназначенный к использованию в фарах транспортных средств, в соответствии с требованиями международных правил - Правил ЕЭК ООН.Согласно этим Правилам, каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на транспортном средстве.
При этом замена категории используемого источника света категорически запрещена. В отношении возможности установки газоразрядных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания, необходимо отметить недопустимость таких действий, так как это противоречит упомянутым Правилам, в силу действия, по меньшей мере, трех причин, каждая из которых в свою очередь нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения.
Во-первых, излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны - 470 нм вместо 550 нм у галогенных ламп, что при одинаковой высоте микронеровности (шероховатости) отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения (более подробно см. [1], [2]). Вот почему практически все ксеноновые фары слепят. Чтобы исключить ослепление, они должны иметь более высокий класс отражающей поверхности рефлектора, а это далеко не все фирмы, даже очень хорошие, могут выполнить.
Во-вторых, как видно из рис.1, габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп [3] что так же приводит к увеличению углов рассеяния как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а, следовательно - к ослеплению водителей встречного транспорта.
В-третьих, использование фар с газоразрядными источниками света, согласно требованиям Правил № 48 ЕЭК ООН, требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожною полотна и наличия стеклоомывателя фар, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно.
Очевидно в этом случае, при установке газоразрядной лампы вместо галогенной условия безопасности дорожного движения будут нарушены (ослепление при встречном разъезде, дискомфорт и повышенная утомляемость при движении в одном режиме работы).
Рис. 1. Габаритные размеры искрового разряда газоразрядной лампы категории D2 (слева) и тела накала лампы категории Н7 (справа)
Для транспортных средств с традиционной системой освещения отечественными и международными стандартами установлены следующие режимы освещения:
- дальний свет,
- ближний свет,
- противотуманное освещение.
дальний свет,
- магистральное освещение,
- сверхдальний свет,
- городской свет для малых скоростей движения,
- городской свет для повышенных скоростей движения,
- противотуманное освещение, включающее режимы: дождь, мокрая дорога, сильный дождь, плотный туман.
В свою очередь, светораспределение согласно Правил ЕЭК ООН определяется категорией используемого источника света и конструкцией светового прибора. Например, Правила № 112 регламентируют значения светотехнических характеристик, характер светораспределения, форму светотеневой границы и т.п. для фар с галогенными лампами, а Правила № 98 - то же самое для фар с газоразрядными лампами. Поэтому терминологически они могут иметь одно название по назначению при использовании, но быть разными по сути, что и закреплено в отечественных и международных стандартах.
Таким образом, при установке газоразрядных источников света в световые приборы, не предназначенные для их использования, будет нарушаться режим работы всего светового прибора.
В ГОСТ Р 51709-2001 в разделе "Определения" отсутствуют формулировки используемых терминов «цвет» и «цвет огней» внешних световых приборов, но по характеру использования этих терминов в тексте они ПОНИМАЮТСЯ как цветовой тон, т.е. характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: желтый, красный, белый и т.п.
Согласно [4] эта характеристика соответствует колориметрическому понятию «доминирующая длина волны». Очевидно, что было бы правильно в процессе оценки технического состояния определять соответствующие параметры инструментально, а не субъективно.
Необходимо отметить, что все проблемные вопросы, касающиеся оборудования транспортных средств внешними световыми приборами, были разрешены специалистами НИИАЭ и АВТОВАЗа в первоначальной редакции стандарта ГОСТ Р 51709-2001, но потом в результате действий разработчика (НИИАТ) по «адаптации» стандарта к «рабочим» условиям исчезли.
В результате действующая редакция раздела ГОСТа Р 51709-2001 «Внешние световые приборы» стала опасна для использования и требовала пересмотра. Необходимые требования по безопасности внешних световых приборов полностью реализованы в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720, вступающим в силу с сентября 2010 г.
Правовые последствия неправомерного использования газоразрядных источников света
Приложением к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» установлен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.Согласно п. 3.1, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», а также п, 3.4 «на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора», эксплуатация транспортного средства запрещается.
Использование газоразрядных источников света возможно только в соответствующих световых приборах на автотранспортных средствах конструктивно предназначенных для использования газоразрядных источников. При использовании газоразрядных источников света в световых приборах, не предназначенных для их использования, будет нарушен режим работы всего светового прибора.
В случае управления транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с режимом работы, не соответствующим требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», возникает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ.
Часть 3 статьи 12.5 гласит: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных, приборов и приспособлений.
Содержание понятия «режим работы» как условие существования, деятельности, функционирования светового прибора может быть применено отдельно при рассмотрении каждого вида классификации световых приборов в контексте положения статей 12.4 (части 1) и 12.5 (части 3) КоАП РФ.
Данное нарушение наиболее часто встречается на автомобилях производства «ВАЗ», моделях 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112, 1118, 2170 и их модификаций. На эти модели заводом изготовителем устанавливаются фары только типа CR и HCR (может быть маркировка HC/R).
В качестве мер обеспечения Кодексом предусмотрены запрещение эксплуатации транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства (часть 2 статьи 27 13 КоАП РФ), а также изъятие соответствующих приборов и приспособлений.
О запрещении эксплуатации транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол (часть 4 статьи 27.13 КоАП РФ).
Изъятие указанных устройств производится в присутствии двух понятых о чем составляется отдельный протокол изъятия вещей и документов (статья 27 10 КоАП РФ)
Рассмотрение дел об этих правонарушениях отнесено Кодексом к исключительной компетенции суда.
Изъятые устройства до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в подразделении, после этого передаются в судебные органы в качестве доказательства.
Изъятие указанных приборов и приспособлении является обязательной процедурой, поскольку санкции обоих норм предусматривают обязательную конфискацию.
Литература
1. Правила дорожного движения РФ 2. Кодекс об административных правонарушениях РФ.2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
3. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
4. ГОСТ Р 4148-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации».
5. ГОСТ Р 41.И2-2005 «Единообразные предписания, касающиеся автомобильных фар, испускающих ассиметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания».
6. ГОСТ Р 41.37—99 «Единообразные предписания, касающиеся единообразного утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и прицепов».
7. ГОСТ Р 41.98-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар механических транспортных средств с газоразрядными источниками света».
8. ГОСТ Р 41.99-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств».
9. Воробьев-Обухов А , Колодочкин М. Ксенонсенс / А Воробьев-Обухов, М. Колодочкин // За рулем. - 2009. - № 3.
10. Воробьев-Обухов А., Колодочкин М. Ксенофобия / А. Воробьев-Обухов, М. Колодочкин // За рулем. - 2009. - № 5
I1. Разъяснения ФГУП НИИАЭ№ 13/5-2827 от 25 05.2009 г.
12. Обеспечение безопасности дорожного движения в темное время суток. Обзорная информация. Выпуск 17. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2005.
13. «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г №720.
(c) 2009 ГУ "Научный центр безопасности жизнедеятельности детей"
Новости по теме
Лишенные за управление транспортом в состоянии опьянения и отказ от медосвидетельствования в апреле 2013 года11 июня 2013 года в УГИБДД состоится пресс-конференция по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Профилактическое мероприятие в лагере дневного пребывания при школе №5 р.п.Кольцово
Мотокросс в Карасукском районе
«Уроки безопасности»
Новости в разделе
ГИБДД: хамство на дорогах вызывает все больший общественный резонанс«Детская Россия пристёгивается»: Мы дарим вымпелы водителям
Акция "Детская Россия пристегивается!" в Сузунском районе
Состояние аварийности в Мошковском районе и меры, принимаемые районной Госавтоинспекцией для стабилизации обстановки
«Детская Россия пристегивается» в Северном районе!
Комментарии пользователей
Последний комментарий
Добавил(а): Дмитрий (12-05-2010 г. в 07:51) | Ответить на этот комментарий... |
Бред, все сводят к одному, ДТП списывать на ксенон, а не на основные их причины: превышения скорости в темное время суток, не освещенность улиц (экономия администрации), качество полотна. Да и ослеплят не отрегулированые фары под правостороние движение, да и как так можно ослепить, что бы водитель не чего не видел? У меня стаж 8 лет, ни разу так не ослепляли!!!
Добавил(а): Дмитрий (12-05-2010 г. в 14:56) | Ответить на этот комментарий... |
Ни слова о корейских/японских/некоторых европейских фар, заводом установленных - без омывателей. Лучше штрафовать колхозников, чем штатников
Добавил(а): Дмитрий (16-05-2010 г. в 06:40) | Ответить на этот комментарий... |
Будут знать куда катиться.
Добавил(а): Паша (05-07-2010 г. в 22:12) | Ответить на этот комментарий... |
Ага ксенон вовсем виноват,свет надо ночью выключать не 1 а часа в 3 хотябы. И наши доблестные инспекторы могли бы поучаствовать. Если ночью глас выколи конечно многие ставят себе ксенон.
Добавил(а): Рабинович (30-08-2010 г. в 19:05) | Ответить на этот комментарий... |
Освещение на улице нельзя отключать, ни в час ни в три! На то оно и освещение! Администрация экономит а страдают люди!Экономия электроэнергии превыше Человеческой жизни!
Добавил(а): Денис (28-10-2010 г. в 06:38) | Ответить на этот комментарий... |
Согласен! Администрацию надо просто трести на деньги, чтоб свет горел всю ночь и тогда не будут подниматься вопросы про ксенон, вот к примеру приезжал Путин, две ночи подряд горел свет на улице.....а не до часа как обычно....а то и раньше бывает вырубают...жмоты...кабинетные....эта администрация Новосибирска......
Недавние новости
Сводки ДТП | Видео | Кражи и угоны | Online видеоГИБДД: хамство на дорогах вызывает все больший общественный резонанс
Об увеличении общественного резонанса, вызванного хамским поведением на дорогах, заявил начальник ГИБДД России Михаил Черников, 18 июля сообщает ТАСС....
Просмотров: 2266 | Комментариев: 0
Изменились правила перевозки детей в автомобиле
В России вступили в силу изменения в Правила дорожного движения, утвержденные соответствующим постановлением правительства от 3 июля. Начиная со с...
Просмотров: 4057 | Комментариев: 0
В России вступил в силу закон о блокировке прав водителей-должников
15 января вступил в силу закон о блокировке прав водителей-должников. Неплательщики алиментов и нарушители с просроченными штрафами не смогут управлят...
Просмотров: 12980 | Комментариев: 1
Вступил в силу закон о скидках на штрафы для водителей
С 1 января 2016 года в России вступили в силу поправки в КоАП, по которым водители получили право на уплату половины штрафа за нарушение правил дорожн...
Просмотров: 4231 | Комментариев: 0
Еще раз о транспортном налоге
Депутаты Госдумы уже на первой январской сессии, вновь подняли вопрос об отмене транспортного налога. Теперь эту проблему предлагается рассмотреть в...
Просмотров: 5639 | Комментариев: 1
Двое новосибирцев получили награду за пойманных пьяных водителей
25 сентября Николай Магер ехал на своем автомобиле по Первомайской, когда увидел «Ниссан», который мотало из стороны в сторону . - Н...
Просмотров: 4631 | Комментариев: 0
В Искитиме сломали компекс слежения Арена
В Искитиме, вероятно, проезжавшей фурой сломали активную часть установленного на столбе освещения комплекса Арена. Сама Арена не пострадала, но была о...
Просмотров: 4794 | Комментариев: 0