Телефон доверия
+ 7 383 220 6295
(только по неправомерным
действиям сотрудников ГИБДД)

Ксенон под запретом. Но далеко не всякий

Аварийность на автомобильном транспорте признана мировым сообществом одной из острейших социально-экономических проблем современного общества.

Одной из причин совершения ДТП является неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства. Если в официальной статистике доля происшествий по данной причине невелика (порядка 2-5%), то в реальности, благодаря проведенным исследованиям в различных странах, установлено, что техническая неисправность является сопутствующей причиной совершения от 15 до 25% ДТП.

Как свидетельствуют статистические данные, основное количество ДТП из-за технической неисправности транспортных средств вызвано неисправностями рабочей тормозной системы (32,5%), световых приборов (26,5%), ходовой части и износом шин (19,4%), рулевого управления (12,6%).

Из 1,2 млн. ежегодно погибающих на дорогах людей (данные ВОЗ) более одной трети получают смертельные травмы в результате ДТП в темное время суток, несмотря на то, что интенсивность движения в этот период значительно ниже, чем при дневном освещении.

Тяжесть последствий ДТП в темное время суток в 1,5—2, а иногда и более раз выше, чем при дневном освещении.

Особенно остро проблема обеспечения безопасности дорожного движения в темное время суток стоит в северных странах, где велика продолжительность темных периодов времени.

Способность подавляющего большинства людей видеть в темное время суток сильно ограничена.

Особенности органов зрения человека таковы, что при управлении транспортным средством в темноте из-за низкой контрастной чувствительности восприятие скорости и расстояния оказывается неадекватным. Человеческий глаз в большой мере подвержен ослеплению.

Различные средства в помощь органам зрения, испытанные до настоящего времени (оптические фильтры, специальные адаптационные лампы, лекарственные препараты и т.п.), оказались неэффективными в реальных условиях ночного вождения.

Для предупреждения ДТП в темное время суток большое значение имеют меры технического характера, связанные с улучшением видимости проезжей части дорог.

Важнейшим источником света в темное время суток являются световые приборы транспортных средств. Внешние световые приборы автомобиля должны обеспечивать достаточную видимость для водителя без ослепления других участников дорожного движения и облегчения обнаружения ими автомобиля.

Среди мер, направленных на обеспечение безопасности, дорожного движения в темное время суток, специалисты называют следующие:
  • установка саморегулирующихся фар;
  • установка стеклоочистителей и стеклоомывателей фар;
  • установка фар с более ярким светом;
  • установка противотуманных и виражных фар.
Одной из разработок в данной области, которая нашла свое применение и получила широкое распространение, является применение фар с газоразрядными источниками света.

В последнее время на рынке автомобильных запасных частей и комплектующих отмечается массовое появление сильно подешевевших газоразрядных источников света азиатского производства, которые легко устанавливаются почти во все типы фар и на любые типы автомобилей.

Учитывая изложенное, рассмотрим проблемные вопросы, возникающие в контексте правомерности использования газоразрядных источников света в световых приборах автомобилей, не предназначенных для их установки.

Требования, предъявляемые к световым приборам

Требования к внешним световым приборам определены «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения, в п 3 которых указано, что «Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации»

В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 для световых приборов установлена классификация по типу источника света: фары с лампами накаливания (С, R, CR), галогенные, имеющие маркировку «Н», и газоразрядные (ксеноновые) - маркировка «D».

Указанная маркировка наносится на световой прибор. Применение источников света, не соответствующих типу фары, при этом не допускается, так как нарушается фотометрический и тепловой режимы работы светового прибора.

Тип и мощность ламп, устанавливаемых в световой прибор, указаны в руководстве по эксплуатации на каждую конкретную модель транспортного средства.

Требования к световым приборам установлены разными национальными стандартами Российской Федерации.Требования к автомобильным фарам ближнего/дальнего света, оснащенным лампами накаливания (в том числе и галогенными), установлены ГОСТ Р 41.112-2005, а требования к фарам с газоразрядными источниками света установлены ГОСТ Р 41.98-99.

Каждый из этих стандартов предъявляет специфические требования к конструкции и характеристикам соответствующих световых приборов. К примеру, ГОСТ Р 41.98-99 («газоразрядные фары») в пункте 5.8 устанавливает требования к световым приборам в отношении создаваемых ими электромагнитных и электрических помех, мешающих работе других электрических/электронных систем автомобиля. Подобных требований ГОСТ Р 41.112-2005 не содержит, что обусловлено различиями в самой конструкции и принципах функционирования этих различных типов световых приборов.

ГОСТ Р 41.48-2004 определяет требования к транспортным средствам в отношении установки устройств освещения к световой сигнализации, рассматривает различные режимы работы источника света как оптическую, механическую, электрические характеристики.

Другими словами, можно говорить об отдельных режимах работы прибора (в качестве различных состояний функционирования: постоянно/прерывисто, далеко/близко, преломляет/отражает) применительно к оптическому, механическому, электрическому и тепловому режимам (техническим характеристикам, различным физическим свойствам).

Источники света разрабатываются и выпускаются согласно Правилам № 37 ЕЭК ООН. В соответствии с этими требованиями приняты национальные стандарты Российской Федерации: ГОСТ Р 41.37-99 «Единообразные предписания, касающиеся единообразного утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и прицепов» и ГОСТ Р 41.99-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств».

При разработке, производстве и сертификации источников света, руководствуются исключительно техническими характеристиками, установленными этими Правилами, а не объектом использования. При этом маркировка на фаре несет информацию о категории предписанного конструкцией фары источника света.

Требования, предъявляемые к внешним световым приборам транспортных средств, описанные выше, в полном объеме нашли отражение в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.20 № 720, который вступает в силу с сентября 2010 г.

Использование газоразрядных источников света

Разработка и производство фар транспортных средств осуществляется под конкретный источник света, предназначенный к использованию в фарах транспортных средств, в соответствии с требованиями международных правил - Правил ЕЭК ООН.

Согласно этим Правилам, каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на транспортном средстве.

При этом замена категории используемого источника света категорически запрещена. В отношении возможности установки газоразрядных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания, необходимо отметить недопустимость таких действий, так как это противоречит упомянутым Правилам, в силу действия, по меньшей мере, трех причин, каждая из которых в свою очередь нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения.

Во-первых, излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны - 470 нм вместо 550 нм у галогенных ламп, что при одинаковой высоте микронеровности (шероховатости) отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения (более подробно см. [1], [2]). Вот почему практически все ксеноновые фары слепят. Чтобы исключить ослепление, они должны иметь более высокий класс отражающей поверхности рефлектора, а это далеко не все фирмы, даже очень хорошие, могут выполнить.

Во-вторых, как видно из рис.1, габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп [3] что так же приводит к увеличению углов рассеяния как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а, следовательно - к ослеплению водителей встречного транспорта.

В-третьих, использование фар с газоразрядными источниками света, согласно требованиям Правил № 48 ЕЭК ООН, требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожною полотна и наличия стеклоомывателя фар, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно.

Очевидно в этом случае, при установке газоразрядной лампы вместо галогенной условия безопасности дорожного движения будут нарушены (ослепление при встречном разъезде, дискомфорт и повышенная утомляемость при движении в одном режиме работы).

Ксеноновые и галогеновые лампы для автомобильных фар

Рис. 1. Габаритные размеры искрового разряда газоразрядной лампы категории D2 (слева) и тела накала лампы категории Н7 (справа)

Для транспортных средств с традиционной системой освещения отечественными и международными стандартами установлены следующие режимы освещения:
  • дальний свет,
  • ближний свет,
  • противотуманное освещение.
Для транспортных средств с адаптивной системой освещения (AFS) регламентированы:
дальний свет,
  • магистральное освещение,
  • сверхдальний свет,
  • городской свет для малых скоростей движения,
  • городской свет для повышенных скоростей движения,
  • противотуманное освещение, включающее режимы: дождь, мокрая дорога, сильный дождь, плотный туман.
Под понятием «режим работы» следует понимать совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий.

В свою очередь, светораспределение согласно Правил ЕЭК ООН определяется категорией используемого источника света и конструкцией светового прибора. Например, Правила № 112 регламентируют значения светотехнических характеристик, характер светораспределения, форму светотеневой границы и т.п. для фар с галогенными лампами, а Правила № 98 - то же самое для фар с газоразрядными лампами. Поэтому терминологически они могут иметь одно название по назначению при использовании, но быть разными по сути, что и закреплено в отечественных и международных стандартах.

Таким образом, при установке газоразрядных источников света в световые приборы, не предназначенные для их использования, будет нарушаться режим работы всего светового прибора.

В ГОСТ Р 51709-2001 в разделе "Определения" отсутствуют формулировки используемых терминов «цвет» и «цвет огней» внешних световых приборов, но по характеру использования этих терминов в тексте они ПОНИМАЮТСЯ как цветовой тон, т.е. характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: желтый, красный, белый и т.п.

Согласно [4] эта характеристика соответствует колориметрическому понятию «доминирующая длина волны». Очевидно, что было бы правильно в процессе оценки технического состояния определять соответствующие параметры инструментально, а не субъективно.

Необходимо отметить, что все проблемные вопросы, касающиеся оборудования транспортных средств внешними световыми приборами, были разрешены специалистами НИИАЭ и АВТОВАЗа в первоначальной редакции стандарта ГОСТ Р 51709-2001, но потом в результате действий разработчика (НИИАТ) по «адаптации» стандарта к «рабочим» условиям исчезли.

В результате действующая редакция раздела ГОСТа Р 51709-2001 «Внешние световые приборы» стала опасна для использования и требовала пересмотра. Необходимые требования по безопасности внешних световых приборов полностью реализованы в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720, вступающим в силу с сентября 2010 г.

Правовые последствия неправомерного использования газоразрядных источников света

Приложением к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» установлен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Согласно п. 3.1, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», а также п, 3.4 «на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора», эксплуатация транспортного средства запрещается.

Использование газоразрядных источников света возможно только в соответствующих световых приборах на автотранспортных средствах конструктивно предназначенных для использования газоразрядных источников. При использовании газоразрядных источников света в световых приборах, не предназначенных для их использования, будет нарушен режим работы всего светового прибора.

В случае управления транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с режимом работы, не соответствующим требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», возникает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ.

Часть 3 статьи 12.5 гласит: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных, приборов и приспособлений.

Содержание понятия «режим работы» как условие существования, деятельности, функционирования светового прибора может быть применено отдельно при рассмотрении каждого вида классификации световых приборов в контексте положения статей 12.4 (части 1) и 12.5 (части 3) КоАП РФ.

Данное нарушение наиболее часто встречается на автомобилях производства «ВАЗ», моделях 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112, 1118, 2170 и их модификаций. На эти модели заводом изготовителем устанавливаются фары только типа CR и HCR (может быть маркировка HC/R).

В качестве мер обеспечения Кодексом предусмотрены запрещение эксплуатации транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства (часть 2 статьи 27 13 КоАП РФ), а также изъятие соответствующих приборов и приспособлений.

О запрещении эксплуатации транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол (часть 4 статьи 27.13 КоАП РФ).

Изъятие указанных устройств производится в присутствии двух понятых о чем составляется отдельный протокол изъятия вещей и документов (статья 27 10 КоАП РФ)

Рассмотрение дел об этих правонарушениях отнесено Кодексом к исключительной компетенции суда.

Изъятые устройства до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в подразделении, после этого передаются в судебные органы в качестве доказательства.

Изъятие указанных приборов и приспособлении является обязательной процедурой, поскольку санкции обоих норм предусматривают обязательную конфискацию.

Литература

1. Правила дорожного движения РФ 2. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
3. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
4. ГОСТ Р 4148-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации».
5. ГОСТ Р 41.И2-2005 «Единообразные предписания, касающиеся автомобильных фар, испускающих ассиметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания».
6. ГОСТ Р 41.37—99 «Единообразные предписания, касающиеся единообразного утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и прицепов».
7. ГОСТ Р 41.98-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар механических транспортных средств с газоразрядными источниками света».
8. ГОСТ Р 41.99-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств».
9. Воробьев-Обухов А , Колодочкин М. Ксенонсенс / А Воробьев-Обухов, М. Колодочкин // За рулем. - 2009. - № 3.
10. Воробьев-Обухов А., Колодочкин М. Ксенофобия / А. Воробьев-Обухов, М. Колодочкин // За рулем. - 2009. - № 5
I1. Разъяснения ФГУП НИИАЭ№ 13/5-2827 от 25 05.2009 г.
12. Обеспечение безопасности дорожного движения в темное время суток. Обзорная информация. Выпуск 17. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2005.
13. «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г №720.



(c) 2009 ГУ "Научный центр безопасности жизнедеятельности детей"

Site Root

Новости по теме

Лишенные за управление транспортом в состоянии опьянения и отказ от медосвидетельствования в апреле 2013 года
11 июня 2013 года в УГИБДД состоится пресс-конференция по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Профилактическое мероприятие в лагере дневного пребывания при школе №5 р.п.Кольцово
Мотокросс в Карасукском районе
«Уроки безопасности»

Новости в разделе

ГИБДД: хамство на дорогах вызывает все больший общественный резонанс
«Детская Россия пристёгивается»: Мы дарим вымпелы водителям
Акция "Детская Россия пристегивается!" в Сузунском районе
Состояние аварийности в Мошковском районе и меры, принимаемые районной Госавтоинспекцией для стабилизации обстановки
«Детская Россия пристегивается» в Северном районе!


Комментарии пользователей



Последний комментарий

Добавил(а): Дмитрий (12-05-2010 г. в 07:51)Ответить на этот комментарий...
Бред, все сводят к одному, ДТП списывать на ксенон, а не на основные их причины: превышения скорости в темное время суток, не освещенность улиц (экономия администрации), качество полотна. Да и ослеплят не отрегулированые фары под правостороние движение, да и как так можно ослепить, что бы водитель не чего не видел? У меня стаж 8 лет, ни разу так не ослепляли!!!
Добавил(а): Дмитрий (12-05-2010 г. в 14:56)Ответить на этот комментарий...
Ни слова о корейских/японских/некоторых европейских фар, заводом установленных - без омывателей. Лучше штрафовать колхозников, чем штатников
Добавил(а): Дмитрий (16-05-2010 г. в 06:40)Ответить на этот комментарий...
Будут знать куда катиться.
Добавил(а): Паша (05-07-2010 г. в 22:12)Ответить на этот комментарий...
Ага ксенон вовсем виноват,свет надо ночью выключать не 1 а часа в 3 хотябы. И наши доблестные инспекторы могли бы поучаствовать. Если ночью глас выколи конечно многие ставят себе ксенон.
Добавил(а): Рабинович (30-08-2010 г. в 19:05)Ответить на этот комментарий...
Освещение на улице нельзя отключать, ни в час ни в три! На то оно и освещение! Администрация экономит а страдают люди!Экономия электроэнергии превыше Человеческой жизни!
Добавил(а): Денис (28-10-2010 г. в 06:38)Ответить на этот комментарий...
Согласен! Администрацию надо просто трести на деньги, чтоб свет горел всю ночь и тогда не будут подниматься вопросы про ксенон, вот к примеру приезжал Путин, две ночи подряд горел свет на улице.....а не до часа как обычно....а то и раньше бывает вырубают...жмоты...кабинетные....эта администрация Новосибирска......





Недавние новости

Сводки ДТП | Видео | Кражи и угоны | Online видео

ГИБДД: хамство на дорогах вызывает все больший общественный резонанс
Об увеличении общественного резонанса, вызванного хамским поведением на дорогах, заявил начальник ГИБДД России Михаил Черников, 18 июля сообщает ТАСС....

Просмотров: 2266 | Комментариев: 0

Изменились правила перевозки детей в автомобиле
В России вступили в силу изменения в Правила дорожного движения, утвержденные соответствующим постановлением правительства от 3 июля. Начиная со с...

Просмотров: 4057 | Комментариев: 0

В России вступил в силу закон о блокировке прав водителей-должников
15 января вступил в силу закон о блокировке прав водителей-должников. Неплательщики алиментов и нарушители с просроченными штрафами не смогут управлят...

Просмотров: 12980 | Комментариев: 1

Вступил в силу закон о скидках на штрафы для водителей
С 1 января 2016 года в России вступили в силу поправки в КоАП, по которым водители получили право на уплату половины штрафа за нарушение правил дорожн...

Просмотров: 4231 | Комментариев: 0

Еще раз о транспортном налоге
Депутаты Госдумы уже на первой январской сессии, вновь подняли вопрос об отмене транспортного налога. Теперь эту проблему предлагается рассмотреть в...

Просмотров: 5639 | Комментариев: 1

Двое новосибирцев получили награду за пойманных пьяных водителей
25 сентября Николай Магер ехал на своем автомобиле по Первомайской, когда увидел «Ниссан», который мотало из стороны в сторону . - Н...

Просмотров: 4631 | Комментариев: 0

В Искитиме сломали компекс слежения Арена
В Искитиме, вероятно, проезжавшей фурой сломали активную часть установленного на столбе освещения комплекса Арена. Сама Арена не пострадала, но была о...

Просмотров: 4794 | Комментариев: 0